Статьи о яхтинге
Самые большие парусные суда. Винджаммеры
Самыми большими парусными судами в мире остаются парусные суда, построенные в конце 19-го - начале 20 века. К возникновению этих огромных судов привело несколько причин.
В 19 веке началась эра пароходов, и эти корабли почти полностью вытеснили парусники из торгового мореходства. Но все-таки дальние маршруты были сложны для пароходов, так как требовали промежуточных бункеровок и устройства целой сети угольных станций. Представьте, сколько раз нужно было заправиться углем пароходу, идущему из Австралии с грузом шерсти в Англию? С другой стороны, к этому времени уже были известны основные торговые ветра и маршруты, и огромные парусники могли без остановок идти с грузом при помощи ветра до порта назначения, не тратя ни грамма топлива.
Появление винджаммеров
Экономика диктовала свои условия. Поэтому парусные суда оказались опять востребованы, тем более, что такие материалы как сталь, оказались более доступны, и кораблестроители в конце 19 века стали использовать металл для постройки больших, но быстроходных парусников. Благодаря применению стали стало возможно изготавливать обводы с учетом требований гидродинамики, что увеличило скорость судов, даже по сравнению с весьма быстроходными парусными кораблями уже ушедшей эпохи чайных клиперов. Корабли строили размером от 100 метров и более, с водоизмещением до 10000 тонн. Некоторые из построенных на рубеже 19 и 20 веков судов стали самыми большими парусными кораблями в мире и остаются такими по сей день. Суда несли на себе несколько мачт, как правило, от 4 до 7. Их назвали винджаммерами, или «выжимателями ветра». Строили эти корабли на верфях в Англии, Германии, Франции и США. Самые большие парусники строили в Германии, включая парусники знаменитой "Линии П".
Типичный американский винджаммер «Пасс оф Бальмаха», захваченный немцами в первую мировую войну, стал, вероятно, последним пиратским парусником - "Зееадлер"
Использование гигантских парусников
Маршруты с постоянными ветрами уже были давно известны. По этим линиям и курсировали парусные корабли 19-20 веков. Они перевозили как правило дешевые насыпные грузы. Например, из Чили в Европу везли гуано, селитру и руду, а из Австралии – шерсть и пшеницу. Из Азии доставляли в Европу рис, а из Южной Америки - ценные породы тропических деревьев, руду, зерно. Интересно, что парусники специализировались также на перевозке фортепиано, особенно дорогих экземпляров. Считалось, что перевозка на пароходах с постоянной вибрацией корпуса расстраивает инструмент и делает его непригодным для использования. Стремясь доставить до покупателя товар, парусники начали устраивать своеобразные "зерновые" гонки. Причем из Австралии суда с грузом шли на восток, огибая мыс Горн, а из Европы, везя в своих трюмах уголь для промежуточных угольных станций, вокруг Африки. Получается, что винджаммеры постоянно совершали кругосветные путешествия. Команды на парусниках часто состояли из курсантов военно-морских училищ, что ещё более удешевляло стоимость перевозки грузов. К настоящему времени все сохранившиеся винджаммеры используются как раз в качестве учебных кораблей для подготовки курсантов.
Учебная подготовка курсантов на парусниках "традиционной" постройки
Крупнейшим парусником и вообще когда-либо построенным человеком парусным судном был винджаммер «France 2», построенный для перевозки никелевой руды во Франции в 1911 году. Он был 146 метров длиной и 10.5 тысяч тонн водоизмещением. Его 5 мачт несли на себе 6350 квадратных метров парусов. Также очень широко были известны суда серии «Летающие П», или суда «Линии П» - «Потози», «Поммерн», «Пассат», «Памир», «Проссейн», «Пекин», «Падуя», «Понапе», «Пинвалл». Эти винджаммеры, принадлежавшие судовладельцу Фердинанду Лайешу (56 вымпелов), были действительно «летающими»: они могли пересечь Атлантику за 58 дней, тогда как всем остальным судам подобного типа требовалось около 70 дней. Принадлежавшим Лайешу судном «Потози» был поставлен рекорд средней скорости – 17.5 узлов. Много ли их было построено? В 1905 году на грузовых линиях ходило более 3500 больших и средних парусных судов.
Самый большой парусник мира «France 2» - тоже винджаммер
Более всего судов было построено в Англии, а крупнейшим флотом винджаммеров обладала Германия. Парусным судном было и знаменитое судно «Зееадлер», на котором во время первой мировой войны на стороне Германии совершал свои пиратские походы последний корсар - Граф фон Люкнер. Он был настоящим рыцарем, - всех пленных с захваченных и утопленных кораблей противника брал к себе на борт и потом высаживал в ближайшем порту.
Позднее, после второй мировой войны, винджаммеры, принадлежавшие Германии, были реквизированы победителями. Советскому Союзу перешло по репарациям несколько судов, из них одно судно из «линии П» - "Падуя", переименованное позднее в "Крузенштерн", и барк «Коммодор Йонсен» - «Cедов».
Учебный барк "Седов"
"Седов" — четырёхмачтовый барк, названный в 1945 г. в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В настоящее время это самый большой парусник традиционной постройки в мире. Первоначально, после постройки в 1921 году он носил имя «Магдалена Виннен II», потом был переименован новым хозяином в «Коммодор Йонсен» и был переоборудован в учебный парусник. В свое время корабль был четвёртым по величине парусником в мире. Винджаммер ходил на южно-американской и австралийской линиях. Во вторую мировую войну парусник использовался для снабжения войск и в 1945 году был передан ССССР.
Судьба винджаммеров
После введения в эксплуатацию Суэцкого и позднее в 1914 году Панамского канала, морские грузовые пути сильно сократились, а парусники не могли использовать эти каналы из-за своей большой осадки, что и свело на нет преимущество винджаммеров. Также парусники сильно зависели от цены на перевозимые им товары, и как только, например, цена на чилийский никель упала, перевозки из Южной Америки в Европу стали просто нерентабельны. Также некоторые суда из соображений экономии просто не имели двигателя и часто заканчивали свой путь на скалах, что и произошло, например, со 120 метровой американской шхуной «Томас У. Лоусон», имеющей самое большое количество мачт - 7.
Винджаммер «Томас У. Лоусон» имел рекордное количество мачт. Обычно он занимался перевозкой угля. Разбился на скалах в 1907 году
После второй мировой войны сохранившиеся парусники стали использоваться в качестве учебного флота. Было даже построено несколько подобных кораблей для этой цели. Остальные парусники закончили свой путь на свалке, в качестве музеев и плавучих ресторанов. Однако и сейчас можно полюбоваться на парусные гиганты, - регулярно проходят регаты типа Tall Ships, где участвует и побеждает российский парусник - барк «Седов».
Tall Ships Regatta в Турции