Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Самые знаменитые яхты. Шхуна

Самые знаменитые яхты. Шхуна "Америка"

09.12.2011

Есть в мире несколько знаменитых яхт, которые в значительной степени определили историю яхтинга. Одной из таких яхт была шхуна «Америка», построенная в 1851 году специально для участия в регате "Кубок 100 гиней".

 

 

Немного истории

С самого начала жизнь поселенцев в Америке была связана с морем. По морю они прибыли на новый материк, по морю осуществляли и торговлю. Условия мореплавания имели свои особенности: это достаточно мелководное побережье, слабые и «неровные» ветра. Американские колонисты вынуждены были адаптировать форму и оснащение парусных судов для этих условий. Одним из главных условий для создания новых кораблей являлась их быстроходность. Поселенцы смело экспериментировали с формой – делали суда более узкими, оснащали их большим количеством парусов.  Основные паруса у американских кораблей делали косыми, удобными для лавировки в условиях меняющихся ветров вдоль американского побережья. В этом было отличие от преимущественно прямых парусов, удобных для комфортного пересечения Атлантики с  попутными пассатами. Скорость и маневренность нужна была и для патрульных судов, которые выслеживали и отлавливали контрабандистов. Эти суда были одно или двухмачтовыми с большой площадью парусности и с довольно узким корпусом. Длина судов была около 10-12 метров. Команда состояла из капитана, его помощника и шести матросов. Такие парусники у таможенной службы были уже обычными в конце 18 века. Позднее эта служба трансформировалась в мощную и сильную организацию -  береговую охрану.

Постепенно сформировался особый тип судов – американская быстроходная шхуна. Отличительной особенностью были наклоненные к корме мачты, косые паруса, быстроходность. На этих кораблях товары с большой скоростью доставлялись вдоль американского побережья, связывая Бостон, Нью-Йорк,  Балтимор. В Балтиморе (штат Вирджиния) сформировался даже особый класс судов, который так и назвали - балтиморские шхуны. В отличие от Англии, где перевозками по морю и судами владело государство и ассоциированные с ним компании, в Америке владельцами судов являлись частные лица и компании. Постепенно, начиная с 18 века,  в Америке начали устраивать гонки парусных судов. Сначала это были гонки на рабочих судах с песчаным балластом – ловцах устриц и крабов. Судостроители оценили их мореходные качества и в дальнейшем стали создавать яхты подобного типа специально для яхтенных гонок. Была введена классификация спортивных яхт.

"Кубок 100 гиней" 

В 1850 году председатель Нью-Йоркского яхт-клуба Джон Кокс Стивен, сам яхтостроитель, решил, что в его стране уже достаточно накоплен опыт создания быстроходных гоночных судов. Он решил бросить вызов Британии - владычице парусного спорта. Было принято решение участвовать в престижном яхтенном состязании – гонки на «Кубок 100 гиней» и создан синдикат, специально для участия в  гонках. Гонки на «приз 100 гиней» проходили  только между членами  Королевского яхт-клуба  - «Royal Yacht Squadron» и приглашенными яхтами. Регата проходила вокруг острова Уайт, где находился и по сей день находится центр яхтенной жизни всей Англии. Сам трофей - Кубок «Приз 100 гиней» тоже имел свою особенность, – он был без дна, так как королева Виктория не хотела видеть спортсменов, употребляющих спиртное из этого трофея. Первоначально этот серебряный кубок был куплен маркизом де Англси в 1848 году за 100 гиней у ювелира Гаррарда, откуда и пошло название регаты.

 Знаменитый Кубок. На нем выгравированы названия всех яхт-победительниц регат разных лет

Шхуна "Америка"

Встал вопрос: какое судно послать на гонку? Ведь участие в таком состязании - это политика, по сути, бывшая колония, обретшая независимость, бросает вызов Метрополии. Одно из решений – переоборудовать для регаты самую современную и быстроходную в то время яхту, лоцманское судно «Мэри Тейлор». Яхта с плавными и новаторскими обводами могла развить скорость в 14 узлов. Однако его конструктор, Джордж Стирс, заявил, что он готов построить самую быстроходную яхту специально для участия в регате. Один из богатейших людей Нью-Йорка Уильям Браун, сам судостроитель, написал в синдикат: «Я готов нести расходы на постройку судна на своей верфи, и если оно не выиграет гонку, то признать убыток». 3 мая 1851 года яхта была спущена на воду. Это была типичная американская шхуна с чуть наклоненными к корме мачтами. Длина с бушпритом  - более 38 метров, без бушприта  - 28.5 м., ширина наибольшая  - 6.85 м., осадка  - 3.35 м., площадь парусов - 489 кв.м. Яхта была построена из нескольких сортов древесины. Элементы каркаса соединялись стальными скрепами. Подводная часть была обита медными листами. Яхта «Америка» была очень хорошо отделана: большая кают-компания, каюта для экипажа со шкафчиками и спальными местами, два туалета и роскошная ванная комната, камбуз, помещение для хранения  парусов. Стены кают из орехового дерева были облицованы резьбой. Обивка сидений и драпировка на яхте изготовлена из вельвета зеленого цвета. Вся эта роскошь хорошо показала себя, когда в дальнейшем яхту посещали королевские особы. Состоялись испытания яхты. Шхуна «Америка» обогнала все суда, но одной яхте уступила - швертбот «Мария» развил скорость 17 узлов. Однако приемная комиссия синдиката посчитала испытания пройденными и постановила: яхта может участвовать в гонках.

 Одна из немногих сохранившихся фотографий шхуны "Америка"

Историческая победа

20 июня 1851 года яхта отправилась в трансатлантический переход с экипажем из 6 человек матросов и опытным капитаном Диком Брауном. Во время перехода яхта показала отличный результат – средняя скорость составила 12 узлов. Джон Стивенс в это время в Париже готовился к регате, закупал изысканное продовольствие. Он был уверен в победе и загодя готовился к королевским приемам на борту яхты. Американцы с большим энтузиазмом отнеслись к участию яхты в этой регате. Об этом событии писали в газетах. Но в самой Англии особого значения этому факту не придали. Судно с низким бортом и наклоненными назад мачтами поначалу никого не впечатлило. Однако, когда судно из Гавра вышло в направлении острова Уайт, англичане послали навстречу яхту «Лаверок», чтобы под предлогом сопровождения яхты провести «разведку боем» и узнать скоростные качества нового претендента.  Американцы не смогли сдержаться, и шхуна «Америка» пришла гораздо раньше своего соперника. Тут англичане не выдержали. На стоянке в Каусе все руководство «Royal Yacht Squadron» пришло посмотреть на эту яхту. Сам престарелый сэр Генри Пэджет, маркиз де Англси чуть не вывалился за борт, стремясь разглядеть несуществующий винт за кормой, – согласно легенде, его успели поймать за деревянную ногу. Вскоре после прибытия Джон Стивенс разослал всем участникам приглашение на предварительную гонку, обещав приз в 50000 долларов. Однако, англичане уже задумались, не откликнулись на приглашение и решили просто не допустить яхту к началу гонки, – ведь шхуна «Америка» даже ещё и не заявлялась. По формальным правилам яхта, участвующая в гонках, должна принадлежать одному владельцу, а шхуна принадлежала синдикату из 7 человек. Однако Стивенс опубликовал в лондонском «Times» статью, где обвинил руководство гонки в трусости. Яхту после этого допустили до старта.

Яхтенная школа АМС. Шхуна "Америка"

Шхуна Америка на гонках

На маленьких шлюпках, частных яхтах и на паровой яхте «Виктория и Альберт» разношерстная публика пришла наблюдать за ходом гонки. Присутствовала на этом ежегодном событии и сама королева Виктория. Наконец, в 10:00 грянул выстрел, и 15 яхт взяли старт. Однако «Америка» осталась стоять на месте, ее якорь зацепился за дно. По правилам того времени яхты перед стартом стояли на якоре. Но вскоре шхуна снялась и стала уверенно нагонять конкурентов. В течение гонки экипаж яхты «Америка» воспользовался пробелом в правилах и прошел южнее и ближе к берегу у одной из крайних точек – плавучего маяка Наб, ограждающего мели. На шхуну был нанят один из самых опытных лоцманов, который и подсказал правильное решение. Таким образом, отстающая яхта выиграла несколько миль и встала в группу лидеров. На южной оконечности острова ветра стали ослабевать, но для шхуны такой конструкции это были идеальные условия. Успешно лавируясь, она обгоняла очередные яхты. Четыре яхты - самые опасные конкуренты - постепенно сошли с дистанции. «Эрроу», знаменитая быстроходная английская яхта, последовав за «Америкой», приливным течением  была вытолкнута на берег. Другая скоростная яхта - «Аларм» - остановилась помочь экипажу,  а «Фрик» и «Виоланта» столкнулись. При приближении к финишу «Америка» уверенно вырвалась далеко вперед. Согласно рассказам, когда королева Виктория увидела шхуну «Америка», то она спросила у офицера: «Вы видите вторую яхту? Кто это?». Ответ был такой: «А второй яхты и нет, Ваше Величество!». Только маленькая парусная яхта «Аврора» пришла через 18 минут после финиша шхуны. После финиша последней яхты был, конечно, подан протест по поводу огибания маяка Наб, но он был отклонен. Американцы ликовали. Королева Англии Виктория лично посетила шхуну, где оценила её обустройство. В дальнейшем яхта была продана за сумму, окупившую и её стоимость, и затраты на участие в гонке. Кубок был увезен в Америку, где и простоял в Нью-Йоркском яхт-клубе 132 года. Было предпринято 24 попытки отвоевать этот трофей, но это удалось только австралийцам в 1983 году.

Яхтенная школа АМС.  Кубок Америки.

На сегодняшний момент гонки на приз «Кубка Америки» - это очень популярное соревнование высоких яхтенных технологий и скоростных парусных судов

Дальнейшая судьба яхты

Дальнейшая судьба шхуны «Америка» тоже интересна. Новый владелец путешествовал на ней по греческим островам. Затем яхта вновь приняла участие в гонке вокруг острова Уайт, но пришла лишь третьей, проиграв  двум яхтам, по воле судьбы вышедшим из гонки 1851 года. Затем яхта была несколько раз перепродана, переименована в «Камилу». В Америке к тому времени разразилась гражданская война, и отремонтированная яхта была продана в 1861 году за двойную цену южанам. На быстрой яхте конфедератам доставлялось оружие из Ирландии. Затем яхта была найдена северянами и реквизирована, ей вернули имя «Америка». Она участвовала в морской блокаде южан.  После окончания войны яхта на три года стала учебным судном военно-морских сил Америки. Затем яхту поставили на причал военно-морской академии в Аннаполисе. В 1870 году англичане предприняли попытку отбить трофей, и адмирал Дэвид Портер вызволил яхту для участия в соревнованиях. Шхуна «Америка» в этой регате, где участвовало 15 быстрейших яхт, заняла почетное 4 место. В дальнейшем военные продали яхту частному владельцу. Генерал Батлер совершал на ней круизы, участвовал в регатах. Он несколько раз реконструировал яхту, - были удлинены мачты, чтобы нести больше парусов, румпель заменили на штурвал. После смерти генерала в 1893 году яхта быстро пришла в упадок. Последний раз она выходила на гонки в 1901 году, где была последней, - несмотря на скоростные качества, сказалось полное отсутствие надлежащего ухода. Однако тут про неё вспомнил яхт-клуб Нью-Йорка, выкупил знаменитую яхту за 1 доллар и передал её обратно в военно-морскую академию в город Аннаполис. Яхтенные энтузиасты со всей Америки хотели восстановить шхуну, но военное командование не разрешило, и яхта почти развалилась на части. Когда всё же было принято решение о восстановлении, началась вторая мировая война. Яхта окончательно распалась на куски, её остатки были уничтожены в 1945 году. От яхты остались только несколько артефактов.

С 1967 года построено несколько копий шхуны "Америка". Нам посчастливилось выйти в море на болгарской копии знаменитой шхуны - "Скифии" - в Балчике и познакомиться с её владельцем и капитаном Мирославом Станевым.

Яхтенная школа АМС. Капитан шхуны Скифия Мирослав Станев

Мирослав Станев - владелец и капитан шхуны "Скифия"

Яхтенная школа АМС. Шхуна Скифия в море

  Шхуна "Скифия" в море