Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Cамые большие парусные суда мира. Баочуань

Cамые большие парусные суда мира. Баочуань

21.10.2011

Одними из самых больших парусных кораблей в мире были китайские корабли баочуань, или «корабли-сокровищницы» из экспедиций китайского флота15-го века под руководством Чжэн Хэ. Для этих экспедиций и были построены исключительные по размерам парусные суда.

В "заморских" экспедициях к острову Суматра, к острову Ява, к Мальдивским островам, к Цейлону (о. Шри Ланка), Персидскому заливу и восточному побережью Африки выходило одновременно 40-60 судов длиной не менее 117 метров. Их сопровождали более сотни судов меньшего размера. Эти экспедиции были проведены в период между 1405-1433 годами. Целью морских походов было оживить уже почти заглохшую внешнюю торговлю, как следствие - снизить непосильное налоговое бремя на крестьян, расширить сферу влияния императорского двора. Некоторые историки полагают, что одной из целей экспедиции был также поиск пропавшего в пожаре нанкинского дворца предыдущего императора - Чжу Юньвэня. Он мог скрываться в приграничных землях и претендовать на престол. Флот евнуха Чжэн Хэ и его соратников преследовал также и научные цели, – экспедиция осуществляла картографическую съемку местности и собирала редких и экзотических для китайцев животных.

Прибывая в новое для себя место, китайцы распространяли привычную для себя систему вассальных взаимоотношений. Так как Китай являлся «Срединной Империей», то все окружающие государства априори являлись подчиненными китайскому императору. В отличие от европейских колонизаторов того времени, китайцы не стремились к извлечению выгоды любой ценой. Если правители окрестных стран совершали формальный обряд принятия власти китайского императора и давали дары, то их представителей приглашали во дворец в Китай, где в свою очередь щедро одаривали. С собой китайцы брали большой груз разных товаров, например, ценимого всеми фарфора. На вырученные деньги они покупали провизию и частично окупали затраты на экспедицию.

Так как основной целью морских походов было установление дипломатических и торговых связей, то флот почти не участвовал в боевых действиях, кроме нескольких военных эпизодов и стычек с пиратами. Однако благодаря мужеству и военному таланту руководителей, китайцы во время этих военных столкновений одержали ряд побед. Например, на острове Шри Ланка правитель Алакешвара потребовал от прибывших китайцев дани и послал 50000 воинов, чтобы отрезать от кораблей и уничтожить высадившихся членов экспедиции - их было всего 2000 человек. Но флотоводцы захватили столицу, и, если верить китайским источникам, самого Алакешвару, которого привезли в Нанкин. Затем его отпустили, посетовав на его "невежество". Экспедиции постоянно привозили с собой послов из окрестных стран с интересными подарками. Самым своеобразным  подарком был жираф, которого китайцы приняли за мифического единорога – зверя Цилинь.

Но вернемся к судам баочуань. Это были поистине огромные парусные корабли. Существовавшие в тоже время самые большие европейские суда были вдвое-втрое меньшего размера и на порядок меньшего водоизмещения. По своим масштабам эти парусные гиганты сравнимы с самыми большими существовавшими вообще в мире парусными судами, выпущенными в начале двадцатого века. Длина – 117 метров и более, ширина – 48 метров, осадка – примерно 6-7 метров (чтобы пройти по рекам до выхода в океан). Но у судов 20-го века были стальные корпуса и мачты, у них были паровые двигатели. Китайские же суда были изготовлены целиком из дерева и управлялись исключительно за счет человеческой силы. Суда баочуань были плоскодонными, киля не было, но был большой руль и шверты по бокам корпуса, препятствующие дрейфу судна и придающие ему устойчивость. Суда обычно шли вдоль берега по традиционным торговым путям, где дули известные и устойчивые ветра. Скорость, впрочем, была невелика, всего 2-3 узла. Самое большое количество судов баочуань участвовало в шестой экспедиции  их было 100, а людей всего в этом морском походе, проходившем в 1421—1422 годах, было более 30 тысяч. Точно установленной крайней достигнутой точкой всех экспедиций было восточное побережье Африки в районе нынешнего Сомали.

Парусное вооружение этих судов было традиционным для судов азиатско-тихоокеанского региона. Это вооружение типа «джонки» - рейковые паруса, с которыми, несмотря на кажущуюся сложность, могло управляться малое количество матросов. Сейчас такой тип вооружения признан эффективным, парус образует достаточно жесткую конструкцию типа крыло. В нстоящее время парусным вооружением с жесткими поворотными реями оснащаются некоторые гоночные парусные яхты и катамараны. 

Что же в результате? Кроме исследования новых земель и установления контактов, экспедиции Минского Китая не имели почти никакого долговременного эффекта ни для империи, ни для самих этих земель. Торговые караваны шли в основном по земле, судоходство было развито все же в небольшом объеме и осуществлялось главным образом на быстрых арабских лодках "доу". Единичные морские походы – а их было проведено всего семь – не смогли исправить существующего положения вещей. Следует заметить, что китайцы были гораздо миролюбивее своих европейских коллег. В Европе с развитием мореплавания началась эпоха колониальных завоеваний и колониальных империй, а Китай после этих экспедиций принял политику изоляции, и суда такого размера больше не строились. Старые суда были разобраны, и дерево с них пущено на корабли меньшего размера. Отчасти это было связано с крайней дороговизной экспедиций. Внимание государства и его властителей переместилось с южных морей на сушу, на север, где безопасности страны угрожали монголы. Туда же, на север, в Пекин, была перенесена и столица государства. Плавание вдоль берегов пришло в упадок - основные грузоперевозки стали осуществляться по "Великому каналу" внутри страны.

Сейчас прокатиться под парусом или взять в аренду традиционную "джонку" можно в Китае и на побережье юго-восточной Азии. Особенно увлекательная парусная прогулка под парусом возможна в заливе тысячи острвов - Ха Лонг, во Вьетнаме.