Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Трагический инцидент - гибель парохода

Трагический инцидент - гибель парохода "Алькантара"

24.12.2011

В 1926 году произошло событие, потрясшее мир. Парусное учебное судно "Товарищ" столкнулось с итальянским пароходом "Алькантара". Пароход почти мгновенно ушел под воду, из всего экипажа транспортника выжил только один человек.

После происшествия состоялся суд в Англии, который всю вину возложил на экипаж парохода. Рассмотрим с точки зрения правил предупреждения столкновения судов в море, возможно ли было избежать столкновения, кто виноват и что можно было сделать в сложившейся ситуации?

Сначала посмотрим на столкновение глазами очевидца. Свидетельствует курсант, будущий знаменитый капитан дальнего плавания Виктор Федорович Тамман. Приводим текст без сокращений в авторской редакции. Это будет хорошим предостережением будущим капитанам, в том числе и яхтенным.

«Оставив за кормой Дуврский пролив, мы весь день шли в бакштаг по Английскому каналу, который, постепенно расширяясь, сливался с океаном. Поздно вечером сквозь мглу вахтенные заметили огни идущего навстречу парохода. Он показывал то зеленый, то красный отличительный огонь. Там, вероятно, еще не решили, какими бортами разойтись с нами. Решив показать, что мы являемся парусником, которому паровое судно обязано уступить дорогу, мы зажгли фальшфейер. Более двадцати упруго выпуклых парусов феерически высветились в кромешной тьме.

Корабли сближались. Вдруг, когда расстояние между нами сократилось до нескольких кабельтовых, транспорт (теперь он отчетливо вырисовывался) резко повернул и пошел нам на пересечку курса. Это произошло так неожиданно, так скоротечно, что избежать катастрофы оказалось невозможно, тем более что мы не имели двигателя, чтобы дать задний ход. Пароход, двигавшийся справа налево, оказался прямо перед нами. Вначале наш мощный бушприт, начисто срезав мачту, стал крушить мостик, трубу, спасательные шлюпки. И в тот же момент стальной форштевень «Товарища» врезался в левый борт транспорта, как тяжелый топор в консервную банку.

Наш корабль огромной массой (свыше пяти тысяч тонн) на восьмиузловой скорости почти надвое расколол корпус парохода. Какое-то  мгновение мы видели его высоко поднявшуюся корму, но она тут же скрылась в волнах. Мы дали своей небольшой судовой рацией сигнал бедствия и просьбу находившимся вблизи судам подойти к месту аварии для спасения утопающих. Как потом нам стало известно, из воды подняли несколько человек, но они или оказывались мертвыми, или умирали на руках своих спасителей. Слишком велико было переохлаждение, да и огромное нервное потрясение сделало свое дело».

Теперь несколько замечаний. Учебное парусное судно "Товарищ" в своей прошлой жизни было винджаммером, на нем вообще не было двигателя, не было электрического освещения. На судне отсутствовали водонепроницаемые переборки. Итак, произошло столкновение двух судов, парусного и моторного.

Разберемся, где находились суда. Был ли произошедший инцидент в узкости, на фарватере или в системе разделения движения? Трагический случай произошел в проливе Ла-Манш. Он не является узкостью, но по нему курсировало большое количество самых разнообразных судов. В то время ещё не были приняты схемы разделения движения, но экипаж каждого судна в канале "глядел в оба", нес повышенную вахту. То есть встреча произошла в районе интесивного движения судов, но не в узкости, и не на фарватере, и не в схеме разделения движения. Находились ли суда на виду друг у друга? То есть вопрос такой, - были ли в момент встречи судов условия ограниченной видимости? Очевидец пишет, что поздно вечером сквозь мглу впереди заметили огни судна. Ночное время не является "условием ограниченной видимости", однако судя по записям вероятно на море была легкая дымка. Подведем итог, - условий ограниченной видимости не было, но присутствовала легкая мгла.

Было ли этой ситуацией обгона? Нет. Суда сближались почти встречными курсами.  

Пароход "Алькантара" нес бортовые огни, по которым экипаж "Товарища" безошибочно распознал в нем моторное судно. Были ли навигационные огни на "Товарище"? Очевидец пишет, что экипажу парусника пришлось зажечь "фальшфейер" чтобы высветить в темноте паруса и указать пароходу, что они парусное судно, которому надо уступить дорогу. Беря во внимание отсутствие на паруснике механического двигателя, отсутствие электрического освещения, можно предположить, что огни были, но были они достаточно слабые, и не смогли донести до экипажа парохода всю информацию о приближающемся судне.   

Кто обязан был уступить? Несомненно пароход.

Что случилось дальше? Судно "Товарищ", ожидая того, что пароход уступит дорогу, следуя правилам и понимая, что оно не может в силу отсутствия двигателя вообще быстро совершить хоть какой-то резкий маневр, продолжало свое движение. Экипаж же парохода, видя перед собой темную громадину с парусами, не мог решить, какими бортами разойтись.  В результате хаотических действий парохода, он развернулся прямо бортом под нос "Товарищу",  и парусник буквально разрубил пароход надвое, - "Алькантара" утонула в мгновение ока.

Так кто же был прав в этой ситуации? Парусник имел право дороги, и видя риск столкновения, он продолжали движение, сохраняя курс и скорость. Пароход же маневрировал, не давая понять, в какую сторону он движется и каким бортом хочет разойтись. Экипаж судна "Товарищ", имея в виду сложность управления парусами (все они поднимались и опускались вручную) просто не мог быстро совершить свой маневр, когда риск столкновения стал неизбежен. Согласно современным правилам МППСС "Товарищ" должен был совершить свой маневр для предотвращения столкновения, но фактически не мог этого сделать из-за своих особенностей. Команда парусника всеми силами давала знать о риске столкновения приближающемуся пароходу - зажигала фальшфейер, например.

Налицо нарушение правил экипажем парохода, которое повлекло за собой гибель судна. Английский суд в начале века не нашел вины экипажа "Товарища". Однако согласно современным правилам вина за столкновение ложится на оба судна. Если бы трагедия произошла в наши дни, то виноватыми были бы признаны экипажи обоих судов. В начале века владельцы парохода тоже не согласились с толкованием английского суда, и судно "Товарищ" более не выходило за границу. Итальнские судовладельцы также пытались взвалить вину на неквалифицированный экипаж "Товарища", так как на судне были курсанты.

Возможно ли было предотвратить трагедию? Очевидец пишет, что судно двигалось со скоростью восемь узлов. Это достаточно большая скорость для парусного судна, тем более водоизмещением свыше 5 тысяч тонн. На море была мгла, парусник двигался в районе интенсивного судоходства, и по-хорошему, судну "Товарищ" следовало бы вполовину уменьшить свою скорость. Если бы скорость парусника была меньше, возможно, пароходу удалось бы спастись. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения, - катастрофа произошла, и нам остается только сделать из случившегося правильные выводы.