Статьи о яхтинге
Советская парусная школа - барк "Товарищ" ("Горх Фок")
В Советском Союзе существовало два парусных учебных судна «Товарищ». Одно из них - винджаммер «Товарищ», бывший «Лауристон», о котором мы уже рассказали в предыдущей статье, а о другом «Товарище», бывшем «Горх Фок», пойдет речь сегодня. Это судно очень интересной судьбы.
"Горх Фок" - немецкое учебное парусное судно, названое в честь известного в Германии писателя-мариниста
Судно «Горх Фок» было построено в Германии в 1933 году взамен затонувшего во время шторма учебного парусника «Ниобе». Конструкторам была поставлена задача – сделать учебное парусное судно, но не перегружать его парусами. Судно должно быть маневренным и способным выдержать крен почти в 90 градусов. Интересно, что постройку финансировал "Флотский союз немецких женщин". Построенный корабль оказался настолько удачным, что была выпущена целая серия подобных парусников. Некоторые из них до сих пор в строю. Приятные обводы, привлекательный внешний вид, - судно сразу полюбили моряки и курсанты. Барк использовали в качестве морской школы, для подготовки курсантов, гитлеровская Германия пропагандировала в иностранных портах с помощью этого парусника преимущества своих идей. Будущие моряки на судне получали «верную идеологическую подготовку», и несомненную роль в этом играла романтика плавания под парусами. Эти факты ещё раз доказывают важность больших учебных парусников в политическом плане и использовании их для подъема престижа страны.
"Товарищ" под прежним именем "Горх Фок" снова стоит на причале в Штральзунде
На борту могли заниматься одновременно 180 курсантов под управлением 60 человек постоянного экипажа. Когда началась война, парусник использовался в основном как общежитие в портах северных морей, а для подготовки моряков привлекался редко. В конце концов при наступлении советской армии судно было обстреляно танками и в результате затоплено по приказу нацистского командования.
Учебный парусник "Товарищ" в составе советского учебного флота
Корабль по договору о репарациях перешел к Советскому Союзу и стал использоваться по своему прямому назначению – для обучения курсантов. Парусник отремонтировали и переименовали в судно «Товарищ». Во время первых выходов в Балтийское море парусник чуть не перевернулся, – после войны ещё ощущалась нехватка умелого экипажа. В последствии парусник обошел вокруг Европы с курсантами на борту, прибыл в Одессу и был приписан к Херсонскому морскому училищу. Под руководством уже опытных капитанов «Товарищ» прошел по Индийскому и Атлантическому океану, участвовал в трансатлантических гонках. В 1957 году судно отправилось в далеких поход: из Черного моря через Атлантику, вокруг Африки, дошло до Индонезии и, пройдя вдоль берегов Индии, вернулось обратно. Судно одним из первых участвовало в регатах и в 1974 году победило в одной из них – 320-мильной регате "Operation Sail", опередив парусник из той же серии «Горх Фок 2» на целых 16 часов. Курсанты, прошедшие морскую парусную школу барка "Товарищ", с удовольствием вспоминают о своих походах.
"Товарищ" в очередном походе
В основном барк «Товарищ» совершал свои походы в акватории Черного моря и обучал курсантов. Интересно, что много курсантов было из Германии. Немцы любили свой бывший парусник, недаром в Германии его ещё называли «корабль мечты». За долгие годы службы на паруснике обучились более 15 тысяч курсантов, за время своих плаваний корабль посетил более 80 стран мира и прошел более 500 тысяч миль. «Товарищ» можно назвать и киногероем, он снялся в большом количестве кинокартин в СССР, например, в фильме «Алые паруса».
Судьба корабля
После выхода Украины из состава СССР «Товарищ» совершил еще несколько рейсов, в том числе и в Англию. Техническое состояние судна, однако, постепенно ухудшалось, а средств для ремонта у украинцев не хватало. В Германии к этому времени начало существование «Общество друзей парусника». С самого начало оно взяло на себя функцию поддержки и ремонта корабля. Были выпущены сертификаты, по которым любой человек, который их приобретал, получал возможность провести один день на борту корабля. После участия в регате в Англии в 1993 году барк участвовал в регате в Великобритании и брал к себе на борт трудных подростков. Английской стороне так понравилось это мероприятие, что они обязались провести ремонт корабля за свой счет с условием, чтобы барк ежегодно посещал Ньюкасл. Однако в 1995 году в доке при детальном осмотре судна выяснилось, что состояние судна гораздо хуже, чем предполагалось. Нужны были огромные деньги, которых у украинской стороны – а владельцем было министерство образования Украины, попросту не было. Барку запретили выходить в море и законсервировали. На борту оставался капитан и 11 членов экипажа, которые поддерживали парусник, а им в свою очередь помогало общество Towarischtsch-Support-Group, которое оплачивало текущие расходы. Позднее "Общество друзей парусника" смогло собрать средства и провести ремонт судна в 2000 году, после которого парусник участвовал в ЭКСПО-2000 и затем был отбуксирован в Германию.
"Товарищ" возвращается в Германию
Немецкая общественность обратилась к официальным властям Германии - к муниципалитету Штральзунда - с просьбой помочь в выкупе парусника у Украины. Объявили сбор средств, и на добровольные пожертвования в 2003 году корабль был выкуплен у Украины за 500 тысяч евро и переименован обратно в «Горх Фок». После капитального ремонта парусник поставили в порту Штральзунда. На корабле постоянно находится небольшая команда. Парусник уже стал символом города. Выйдет ли он снова в море? "Общество друзей парусника" верит в это, на судне постоянно продолжаются восстановительные работы, проходит сбор средств. О текущей ситуации с судном можно узнать (на немецком языке) на официальном сайте парусника.
Судно встало в г. Штральзунд, порту его первой приписки и сейчас на корабле музей
Характеристики барка «Товарищ» (Горх Фок): наибольшая длина составляет 82.6 метров, наибольшая ширина - 12 метров, осадка - 4.9 метров, водоизмещение - 1727 тонн. Площадь всех 23 парусов – 1857 кв. метров, под всеми парусами парусник может развить скорость почти 12 узлов.