Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Учебное парусное судно - барк

Учебное парусное судно - барк "Крузенштерн"

29.12.2011

В начале 20 века винджаммеры были весьма популярным классом парусных судов. На гамбургской верфи по заказу Ф. Лайеша была построена целая серия судов, которые по их именам получили прозвище  - "Летающие П". Одним из них, построенным в 1926 году, было судно Падуя. Это был огромный и скоростной парусник. Вот характеристики этого четырехмачтового судна: длина 114 метров, наибольшая ширина 14 метров, осадка 7 метров, площадь 31 паруса на 56 метровых мачтах - 3400 квадратных метров. Под этими парусами барк мог развивать скорость до 17 узлов. Его водоизмещение  - около 6400 тонн. Вспомогательного двигателя на нем изначально не было, не было и электрического освещения.

Барк "Падуя", картина немецкого художника Иоганна Хольца, 1937 год

Интересно, что к этому времени использование винджаммеров уже было не столь прибыльным делом, но размеры вновь построенного судно впечатляют. Так в чем же дело? К этому времени Германия потихоньку восстанавливает народное хозяйство, и ей требуется большое количество квалифицированных моряков. Поэтому «Падуя» изначально строилась и как грузовое, и как учебно-парусное судно для парусных школ Германии. В проекте судна были заложены большие помещения для курсантов.

Работа на ручных лебедках. Отсутствие электричества и механических лебедок делало жизнь на паруснике очень тяжелой. Недаром люди, прошедшие хотя бы один рейс на барке,  пользовались большим уважением. Фото  с официального сайта Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота

Как и все парусники подобного типа, барк использовался в основном на линии Европа - Южная Америка для перевозки чилийских удобрений. Возил он также и зерно из Австралии.
Этот барк в бытность свою торговым судном установил несколько рекордов. Из Гамбурга до Чилийского порта Талькуано, обогнув мыс Горн, добрался за 87 суток. Судно также установило рекорд скорости на маршруте из Гамбурга до Чили, затем до Австралии и обратно в Гамбург - на этот рейс ему потребовалось всего  8 месяцев и 23 суток. Во время войны в 1943 году на парусник установили небольшую пушку, и его команда приняла участие в нескольких боях. Впрочем, особо себя ничем не проявило и даже, по легенде, во время одного из них команда подбила собственный самолет, во время другого боя обстреляла свою же подводную лодку. Может быть поэтому, в отличие от учебного судна «Горх Фок» («Товарищ»), немцы не испытывали к этому паруснику особых чувств. Судно было передано по репарациям Советскому Союзу и получило имя «Крузенштерн» в честь адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Интересно, что в момент передачи судна СССР умер капитан «Падуи», Юрген Юрс, под началом которого парусник несколько раз ходил в продолжительные рейсы в Южную Америку. Было ли это связано именно с передачей судна - неизвестно, но точно, что с этого момента барк обретает совершенно новую жизнь в качестве учебного парусного судна, гордости российского парусного флота. Сначала пришлось восстанавливать этот огромный парусник, который был поистине в плачевном состоянии. Судно полностью переоборудовали для учебных плаваний. В начале своей карьеры барк с установленными вспомогательными двигателями участвовал в научно-исследовательских рейсах и выходил в Атлантику. Затем судно передали в ведение министерства рыбной промышленности СССР в качестве учебного судна.

Крузенштерн в походе

Известность судну приносит участие в международных регатах. На регате «Operation Sail»  в 1974 году интерес к российскому судну был огромный, - чтобы попасть на борт выстраивались огромные очереди. Серебряная медаль «Катти Сарк» за активное участие на всех этапах регаты была по праву присуждена барку «Крузенштерн».
В 1991 году судно передали в ведение Калининградского высшего инженерно-морского училища, и именно под его флагом судно одержало самые знаменитые победы на международных регатах и совершило известные кругосветные путешествия. Во время регаты, посвященной 500-летию открытия Америки, парусник установил рекорд скорости для судов подобного типа – 17.4 узла. В кругосветное плавание, посвященное 300-летию российского флота, барк ушел в 1995 году, за это плавание его капитан Олег Седов был награжден орденом Мужества, а команда получила бесценный опыт. Это рейс повторил кругосветный поход Ивана Федоровича Крузенштерна.

В настоящеее время парусник является участником многих международных регат, в том числе и Tall Ships Race

Следующий кругосветный поход был осуществлен в 2005-2006 годах  в честь 60-летия победы над фашизмом. На борту барка была размещена фотовыставка с уникальными фотоматериалами, которая вызвала огромный интерес во всех портах захода. Вообще, появление такого огромного парусника в портах всегда вызывает неподдельный интерес. Только за последние 40 лет в стенах музея на корабле побывало около 2 миллионов человек. Этот знаменитый парусник, в отличие от других винджаммеров, не только остался в строю, но и выполняет важную функцию подготовки моряков, представления России на международном уровне и повышения её престижа. В настоящее время это один из крупнейших учебно-парусных судов в мире (больше только барк "Седов").


 

Памятная монета достоинством в одну тысячу рублей была выпущена Банком Росии в честь судна "Крузенштерн"