Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Первая кругосветная гонка без остановок

Первая кругосветная гонка без остановок "Золотой глобус"

17.01.2012

1 июня 1968 года началась полная драм и трагедий гонка вокруг света без остановок "Золотой Глобус".  Первым яхтсменом, прошедшим вокруг Земли без захода в порты,  и единственным финишировавшим участником и победителем этой гонки стал Робин Нокс-Джонстон.

Робин с детства тянулся к воде, работал профессиональным моряком, ходил под парусом и в дальнейшем даже построил яхту для плаваний через океаны и в качестве плавучей базы для занятий дайвингом.

После того, как он увидел прибытие Фрэнсиса Чичестера после завершения его кругосветного путешествия, он решил тоже пройти вокруг света, но без захода в порты. Дело в том, что Фрэнсис не просто показал рекордное время пересечения земного шара, но и сделал всего одну остановку в Сиднее. Чичестер вдохновил не одного Робина, сразу несколько человек в 1967 году задумались о кругосветке на яхте. У всех были разные суда, разные мотивы. Сразу стало ясно, что если нашлось несколько смельчаков с яхтами, то вся эта затея с кругосветкой непременно превратится в гонку. Это были: Джон Риджуэй —покоритель Северной Атлантики на гребной лодке, Дональд Кроухерст - яхтсмен-любитель, француз Бернар Муатесье, по видимому, самый подготовленный к гонке человек, имеющий стальную яхту, Чарлз Блис - товарищ и соперник Джона Риджуэя, Робин Нокс-Джонстон со своей яхтой «Suhaili». Остальные участники: Алекс Гароццо из Италии, англичанин Билл Кинг, француз Лойк Фужерон и капитан-лейтенант британский военно-морских сил Найджел Тетли на тримаране «Виктрес». Эта компания заявила об участии в гонке к 1967 году. Всего решили участвовать в кругосветке без захода в порты 9 человек.

Большинству участников было достаточно трудно найти средства для кругосветки. Например, Робин обращался к потенциальным спонсорам для того, чтобы построить новую яхту, но ему это не удалось. Пришлось плыть на надежной, но старомодной яхте «Suhaili». Тетли из-за стеснения в средствах использовал серийный тримаран, совершенно не предназначенный для таких путешествий. Дональд Кроухерст же решил построить современный гоночный тримаран, оснащенный массой электронных устройств.

Маршрут первой гонки вокруг света на парусных яхтах без остановок и заходов в порты "Золотой глобус"

Газета «Санди Таймс» взяла на себя все организационные вопросы, связанные с гонкой. По решению организаторов участникам разрешили стартовать из любого места в любое время. Время старта ограничили периодом между 1 июня и 31 октября 1968 года. Учредили два приза – один за безостановочное путешествие, второй денежный приз в 5000 фунтов за самое лучшее время на дистанции. Это была поистине драматическая гонка. Первым 1 июня отправился в далекий путь Джон Риджуэй. Вскоре он получил повреждения, у него сломался передатчик, палуба зловеще вздулась на месте крепления вантпутенса, к тому же его одолело  одиночество, и после пересечения экватора 16 июля Джон сошел с гонки. Чуть позднее вышел из гонки его друг-соперник Чарльз Блис. Он продержался больше и сошел с дистанции уже в Индийском океане, пройдя мыс Доброй Надежды. В зоне штормов его яхта неоднократно переворачивалась, по словам Чарльза несколько раз в течение всего одного часа, и когда пришел в негодность авторулевой, он также заявил об окончании гонки.

Робин Нокс-Джонстон вышел из Фалмута на своей яхт «Suhaili» 14 июня. У него, как и остальных участников, постоянно случались поломки. Как-то раз, например, он обнаружил щель между корпусом и килем примерно 2 метра длиной, через которую на яхту поступала вода. Пришлось нырять в воду, заделывать щель паклей и прибивать медную пластину. Её заделка в одиночку сопровождалось вынужденным убийством плававшей неподалеку акулы, – это уже целое приключение. Все свои приключения отважный яхтсмен описал позднее в книге, которая сразу стала бестселлером.

Робин Нокс-Джонстон во время своей знаменитой кругосветки

После Робина вышел в путь Бернар Муатесье и Фужерон - 21 августа, а опытный мореплаватель Билл Кинг — 24 августа. Яхта Лойка Фужерона попала в жестокий шторм, перевернулась, и он окончил гонку на острове Святой Елены. Билл Кинг отправился в путь на яхте, имеющей парусное вооружение типа джонка. Не выдержав сильных нагрузок, лишенная вант, мачта сломалась при перевороте яхты неподалеку от Кейптауна. Билл завершил гонку. Тем временем Бернар уже перегнал Билла почти на 2000 миль. Море было его родной стихией. Он сбежал от ужасов войны во Вьетнаме в море и ходил по океану на своей яхте в свое удовольствие. Яхтинг для него был не просто образом жизни, - он был самой его жизнью. Об этом Бернар пишет в своих книгах. Он решил участвовать в гонке потому, что ему было иннтересно пройтись вокруг света и опять посетить его любимые острова в Тихом океане. Позднее в сентябре стартует Найджел Тетли на своем тримаране, и уже почти за три часа до истечения срока 31 октября последним стартует Дональд Кроухерст.

Дональд Кроухерст готовится к старту рядом со своим тримараном

Интересна история Алекса Гароццо – ещё одного из претендентов на приз гонки. Он встречает в море Джона Риджуэя и узнает от него о кругосветке. Срочно едет домой и за семь недель строит яхту специально для этого путешествия. К несчастью, у яхтсмена начинаются невероятные боли в животе во время пересечения Бискайского залива, его берут на буксир, и он сходит с дистанции.

Будни кругосветчика-одиночки. Бернар Муатесье где-то на просторах Тихого океана

К 1 декабря 1968 года остаются только четыре претендента. Первым шел Робин Нокс-Джонстон, его постепенно настигал Бернар Муатесье, за ним шел на свеом скоростном тримаране Найджел Тетли и Дональд Кроухерст. Дональд вышел последним, и у него сразу не заладилось дело. Поплавки тримарана заливало, автоматическая помпа вышла из строя. Отчаяние мореплавателя росло, но он ни словом не обмолвился о своем возможном сходе с дистанции.

Бернар Муатесье двигался быстро и непринужденно. Он настигал Нокс-Джонстона, и по всему выходило, что он выиграет эту гонку. 17 января Робин проходит мыс Горн и начинает движение по Южной Атлантике, сражаясь с ветрами, плохим питание и постоянными поломками, но всё-таки неутомимо продвигается вперед. А Бернар снова удивил всех. Его видели в феврале неподалеку от Фолклендских островов, а уже 18 марта опять в районе мыса Горн.Француз оставляет короткое письмо, в котором говорится,, что он выходит из гонки и вообще порывает с жестокой цивилизацией. Он начинает свой путь от мыса Горн к Тихоокеанским островам, идет на Таити.

Муатесье был яхтсменом "не от мира сего"

Дональд Кроухерст с 19 января перестал выходить на связь. Последние переданные им координаты были неподалеку от мыса Доброй Надежды. По всей видимости он должен был находиться к весне 1968 года где-то в Тихом океане. Однако на самом деле Дональд вообще не покидал Южной Атлантики. Не в силах согласиться с мыслью о выходе из гонки, он заводит два судовых журнала. В одном из них он отмечает свое истинное положение, а во втором пишет свой воображаемый путь. Он устанавливает виртуальные рекорды дневных переходов и сообщает о них. В конце концов, он настолько запутывается, что начинает вести ещё один судовой журнал! Из-за его сообщений Найджел Тетли понимает, что хоть он и двигается очень быстро, но Дональд, судя по его сообщением, идет ещё быстрее. Он начинает выжимать все возможное из своего тримарана, получает серьезные повреждения корпуса и начинает постоянно набирать воду.

5 апреля Нокс-Джонстона уже видели в Южной Атлантике, - и, кажется, он придет первым. Однако по скорости его опережает Тетли. При переходе экватора у Найджела вообще разваливается нос тримарана, но он упорно продолжает движение в Плимут. Робин Нокс-Джонстон к этому времени уже подходит к проливу Ла Манш. Его прибытие снимают сверху с самолетов, ему салютуют капитаны яхт. Он финиширует 22 апреля 1969 года, пройдя за 312 суток 30 000 миль вокруг света без остановок.

После финиша Робина выходит на связь Дональд, который  сообщает свои  истинные координаты в Южной Атлантике, которые записывает  уже в четвертом (!) журнале,  и посылает всем свои поздравления. Судя по скорости, он остается первым. Найджел ещё больше убыстряет свой ход, ведь Дональд "наступает ему на пятки". При подходе к Канарским островам 20 мая случается несчастье, тримаран Тетли, не выдержав нагрузок, разваливается на части, и самому Тетли чудом удается спастись на маленьком плотике.

Жена позаботалась о Найджеле Тетли и снабдила его выдающейся в кулинарном плане провизией

Это был удар. Хотя путешествие тримарана почти вокруг света - выдающееся достижение, но, так и не смирившись со своей неудачей на гонке, Тетли покончил с собой.

В это время Дональд продвигался к финишу после своего мнимого путешествия по Тихому океану и начал задумываться, – ведь правда может быть раскрыта… Он посылает невнятные радиограммы и последний раз выходит на связь 28 июня. В конце концов он исчезает с яхты, прихватив с собой четвертый, полностью фальсифицированный журнал, оставив прощальный текст, где и рассказывает о своем мошенничестве. Характер его записей позволяет задуматься о помутившемся рассудке Дональда. Истина победила, но сам Дональд окончил жизнь самоубийством. Яхту обнаружили в районе Канарских островов уже пустой.

Таким образом, остался единственный финишировавший участник, он же победитель - Робин Нокс-Джонстон. Он прошел вокруг света без единой остановки. Победил благодаря своему упорству, выдержке, отличной морской выучке и здравому уму. Благодаря своим заслугам  в 1995 году он был посвящен в рыцари, и три раза Великобритания признавала его яхтсменом года. Эта кругосветка оказалось такой сложной, что ещё десять лет никто не решался повторить этот подвиг.


 

В настоящее время сэр Робин Нокс-Джонстон является признанным экспертом по выживанию и известным путешественником. На фото Сэр Робин Нокс-Джонстон (крайний слева), Джон Симпсон и сэр Рэнулф Файнс в Арктике

Посмотреть информацию о Робине Нокс-Джонсоне можно на посвященном ему сайте: http://www.robinknox-johnston.co.uk