Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Приемка яхты у чартерной компании

Приемка яхты у чартерной компании

05.02.2012

Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Приемка яхты – первое упражнение, которое вы будете выполнять в яхтенной школе на морской практике. Перед самим процессом приемки, когда менеджер компании показывает устройство лодки, процедуры переключения водяных и топливных танков, остановки и пуска двигателя, рассказывает о существенных особенностях яхты, вам обычно выдают полную опись оборудования (чек-лист)  (Check List) с просьбой проверить, все ли на месте и работоспособно, и поставить галочку в соответствующем месте. Заранее выделите время для работы с чек-листом, обычно на это уходит около часа. На саму приемку лодки уходит около получаса, еще примерно полчаса займет брифинг по акватории (при наличии такового). Итого - около 2-х часов.

Итак, при приемке следует как минимум проверить:

Корпус (Hull):

•    Состояние корпуса, следы от повреждений, сколы, царапины и т.д. – при необходимости прямо в чек-листе нужно нарисовать эскиз яхты и отметить на нем все найденные повреждения. Очень пригодится при сдаче лодки.
•    Проверить состояние всех технологических отверстий (Skin Fittings) в корпусе лодки. Все шланги должны быть закреплены минимум двумя хомутами, следов ржавчины на хомутах быть не должно.
•    Трюмное подпалубное пространство в салоне (Bilge) должно быть сухим и чистым.
•    Проверьте работоспособность трюмных помп – ручной и электрической.
•    Стойки леерного ограждения и само ограждение должны быть в порядке.

Двигатель (Engine):

•    В поддоне двигательного отсека не должно быть потеков воды или масла – он должен быть сухим и чистым.
•    Чартерные лодки обычно полностью заправлены топливом – убедитесь, что бак полон. Запишите в судовой журнал текущие показания счетчика моточасов.
•    Найдите аварийный кран перекрытия подачи топлива.
•    Проверьте уровень масла в двигателе и коробке передач.
•    Проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке вторичного контура охлаждения.
•    Проверьте натяжение ремня генератора – он не должен поворачиваться пальцами больше чем на 90 градусов или прогибаться руками больше чем на толщину пальца.
•    Осмотрите крепления всех шлангов и состояние хомутов.
•    Проверьте наличие запасных частей для двигателя: масляного и топливного фильтров, ремня генератора, крыльчатки водяной помпы.
•    Узнайте и проведите процедуру пуска двигателя. Убедитесь, что вода охлаждения выливается через отверстие в борту яхты. Если вода не выливается, первичный контур охлаждения двигателя морской водой неисправен. Немедленно выключите двигатель и сообщите менеджеру чартерной компании.
•    При включенном двигателе прямо на швартовых убедитесь, что у яхты есть ход и вперед, и назад.

Рангоут, такелаж и паруса (Spars, Rigging, Sails):

•    Внимательно осмотрите состояние рангоута, металлических тросов такелажа, проверьте натяжение вант и штагов.
•    Поставьте и осмотрите паруса – на них не должно быть повреждений и потертостей, фалы и шкоты должны быть также без потертостей.
•    Проверьте комплектность швартовых и отсутствие потертостей.

Тузик (Dinghy):

•    Проверьте наличие весел, якоря, воздушного насоса, ремкомплекта.
•    Запустите подвесной мотор – убедитесь, что он работает.
•    Проверьте запас топлива для подвесного мотора.

Водяные танки (Water Tanks):

В водяных танках на яхте хранится техническая вода - в ней можно принимать душ и мыть посуду. Пить и готовить пищу в ней нельзя, питьевая вода приобретается отдельно. Самая удобная емкость для питьевой воды – пластиковые бутылки по 1.5 л.

•    Выясните количество и полную емкость водяных танков.
•    Узнайте, где и как переключать систему с одного танка на другой.

Газовые баллоны (Gas Bottles):

•    На чартерной яхте обычно 2 газовых баллона: один, полупустой, остается с предыдущего чартера – для обычного недельного чартера это нормально. Убедитесь, что второй баллон – полный.
•    Найдите на камбузе специальную зажигалку или купите спички для газовой плиты. Для аварийной остановки подачи газа горелки плиты оборудованы термодатчиками: если горелка случайно потухнет от ветра, датчик остынет и газ подаваться не будет. По той же причине при зажигании горелки держать ручку подачи газа нажатой нужно не менее 15 секунд – пока не нагреется датчик.

Якорь (Anchor):

•    Обычно через каждые 10 м на якорной цепи закреплена цветная метка. Узнайте длину якорной цепи и разберитесь с метками.
•    Проверьте работоспособность якорной лебедки.
•    Узнайте, где находится и как работать с предохранителем якорной лебедки. Не ожидайте найти его самостоятельно на общей панели управления, он может оказаться в самом непредсказуемом месте яхты. 

Оборудование по безопасности (Safety Equipment):

•    Убедитесь в наличии достаточного количества и нужных размеров спасательных жилетов и страховок.
•    Найдите спасательный плот и при необходимости приведите в порядок окружающее его пространство.
•    Постарайтесь запомнить расположение всех огнетушителей и противопожарной кошмы.
•    Убедитесь в наличии ручного туманного горна и проверьте стационарное звукосигнальное устройство (если есть).
•    Поверьте наличие комплекта пиротехники для подачи сигналов бедствия.
•    Загляните в аптечку первой помощи.
•    Найдите в рундуке в кокпите аварийный румпель.
•    Запомните, где лежит комплект деревянных затычек для аварийного закрытия технологических отверстий.

Прочее оборудование:

•    Посмотрите, что представляет собой ремонтный комплект инструментов.
•    Убедитесь в наличии отпорного крюка.
•    Сосчитайте все кранцы.
•    Убедитесь в наличии шланга для заправки водой и переходников к нему.
•    Проверьте наличие прокладочного инструмента, ручного компаса-пеленгатора, бинокля. На чартерных яхтах крайне редко бывает Бретон-плоттер. Рекомендуем приобрести его и возить с собой.
•    Проверьте наличие нужного комплекта бумажных карт.
•    Добейтесь, чтобы вам предоставили лоцию на английском языке.
•    Если вы собираетесь посетить не одно государство, позаботьтесь о наличии всех гостевых флагов.
•    Проверьте наличие на яхте всех необходимых документов.

В кратком техническом описании яхты (обычно таковое на яхте имеется) или у менеджера чартерной компании следует выяснить:

•    Каковы крейсерские обороты двигателя. Если никаких данных на этот счет не будет, считайте крейсерскими обороты, которые указывает стоящая вертикально стрелка тахометра.
•    Каково потребление топлива на крейсерских оборотах, в литрах в час. Зная объем топливных танков, вы сможете рассчитать запас хода яхты под двигателем без дозаправки топливом.
•    Какова осадка яхты.
•    Что за глубину показывает эхолот. По умолчанию, без дополнительных настроек, эхолот показывает глубину от того места, где он установлен, то есть от корпуса лодки. Самая естественная калибровка – от ватерлинии, тогда эхолот показывает реальную глубину воды: вычитаем из этих показаний свою осадку и получаем запас глубины под килем. Иногда эхолот «на всякий случай» калибруют от киля – чтобы он показывал не реальную глубину, а сколько осталось от киля до дна:

Калибровка эхолота. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Старайтесь от путешествия к путешествию не расслабляться и всегда принимать лодку тщательно. Помните - успех путешествия наполовину зависит от состояния вашей яхты!