Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Какая яхтенная школа лучше?

Какая яхтенная школа лучше?

07.02.2012

Владимир Ватрунин

Очень часто в сети, особенно при просмотре разных яхтенных форумов, натыкаюсь на типичный вопрос - хочу поучиться в яхтенной школе, расскажите в какой лучше, только просьба - без рекламы, дайте только чистую информацию.

И при ответах на такой вопрос тут же возникает извечная тема: RYA или IYT? Одни знатоки жизни тут же высказывают массу аргументов в пользу RYA, дескать, хотите ходить в международных водах - так и учитесь за границей, такие традиции, лучше англичан яхтсменов нет, учите английский и все у вас будет хорошо.
 
Так говорят люди, сами отучившиеся в RYA либо являющиеся инструкторами RYA, что вполне естественно. При этом в адрес IYT тут же звучит критика, основной мотив: в IYT ничему не учат, сертификаты выдают за сам факт оплаты курса и т.д. А вот система качества и традиции RYA не позволят получить сертификат без демонстрации соответствующих знаний.

Люди, отучившиеся в IYT и, конечно, инструкторы IYT решительно возражают - как можно научиться чему-то по-английски, если ты и по-русски абсолютно не в теме. Приходится учиться долго, ступенька за ступенькой, в полном соответствии с общепринятой коммерческой моделью, предполагающей очень постепенное (и приносящее максимум дохода) обучение - начиная с Competent Crew. В результате на то, чтобы получить вожделенный сертификат Day Skipper, нужно поучиться за границей минимум раза три вместо одного раза в любой школе IYT - теория в России, практика - за границей. В дополнение - тут же рассказывают какой-нибудь случай о выдаче сертификата Day Skipper при весьма сомнительных обстоятельствах.

Есть и третья группа товарищей, которые не циклятся на указанных школах и утверждают, что в чартерных компаниях прокатит любая заламинированная бумажка со словом "Skipper", - нечего и париться.

Что хочется сказать по этому поводу:

1. Чтобы взять лодку в аренду, нужен сертификат шкипера. Теоретически, его может выдать любая, повторюсь, любая - государственная или частная - яхтенная школа. Вопрос второй - будет ли доверять чартерная (читай страховая) компания такому сертификату?

2. Внимание, очень важный в наших рассуждениях момент. Красивая карточка с надписью "Skipper", действительно, может прокатить. А может не прокатить.

Не будем голословны, известны неоднократные случаи, когда людям, например, с сертификатом г-на Моисеева (Капитан Поло) отказывали в чартере и они приходили учиться в другие школы, чтобы получить надежные сертификаты RYA или IYT. При этом самому Сергею юридически никаких претензий, собственно, предъявить нельзя (см. пункт первый) - он честно выдавал сертификат яхтенной школы "Капитан Поло" и "Федерации парусного спорта северо-западного округа Москвы", просто карточка напечатана по-английски и содержит пресловутое "Day Skipper". Где учились - такой сертификат и получили. Повторюсь - никакого криминала. (Единственный неприятный осадок - не могу удержаться от порции яда - учебник "Яхта", автором которого является Сергей, на самом деле  - учебник RYA Day Skipper, в котором замазаны слова английские и вставлены слова русские. Но вопрос авторских прав - это совсем другой вопрос). Видимо, чувствуя шаткость позиций "заламинированной бумажки" и стремительное падение доходов школы, Сергей высоко поднял знамя пресловутой Pезолюции № 40 «Международное удостоверение на право управления прогулочным судном» - «International Certificate of Competency» ( ICC) (чтобы не отвлекаться, подробнее можно прочитать здесь) и прошлой осенью совершил массовый наезд на московские школы IYT, руководители школ знают, о чем я говорю. Основным официальным требованием г-на Моисеева было, ни много ни мало, запретить в России яхтенные школы, не соответствующие указанной резолюции. Казус ситуации состоит в том, что а) резолюция Россией (и далеко не только Россией) не принята и б) сертификаты IYT конвертируемы в ICC - дальновидный Марк Фрай об этом давно уже позаботился. Поэтому, еще раз простите мне мою эмоцию, Сергей просто нагадил коллегам по цеху и украл у них массу времени, потраченного впустую, ни на что, выдав конкурентную разборку за борьбу за чистоту нравов.

Резюме по пункту 2 - будьте осторожнее с заламинированными бумажками.

3. Программы всех известных яхтенных школ - плюс-минус близнецы-братья, предмет-то один. Уровень компетенции инструкторов примерно одинаков, и RYA, и IYT (и, между прочим, ISSA) очень заботятся о том, чтобы среди их инструкторов не было случайных и уж тем более некомпетентных людей. Внутренняя документация и требования к персоналу школ и у RYA, и у IYT довольно жесткая.

4. Как говорится, в любой семье не без урода. Посему - все шпильки, взаимно втыкаемые представителями RYA и IYT, суть борьба за клиента и отражение конкуренции на рынке, не более того.

5. Главное. Так какая школа лучше? Если учесть пункт 2 - надежность сертификата, то ответ гениально прост - та, которая ближе к дому. При этом совершенно неважно, что это за школа: RYA, IYT, ISSA или какие-то национальные школы типа эстонской или хорватской. Не стоит рассуждать долго, - если вы трудолюбивы и вам повезет - и преподаватели, и инструкторы окажутся людьми талантливыми, - ваш путь до сертификата шкипера займет чуть больше двух недель. Не повезет - займет месяц. По-моему, это не принципиально. Гораздо большее значение, чем выбор школы, имеет ваша детерминированность, ваше желание пройти этот путь от сухопутного чайника до морского волка. Главный винтик в этом процессе - не название школы, не ваш инструктор, а вы сами.

Собственно, вот и вывод. Хватит рассуждать о недостатках и преимуществах школ. Жизнь коротка - пора учиться.