Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Учебное парусное судно барк

Учебное парусное судно барк "Седов"

08.02.2012

В начале 20-го века  парусники становятся опять востребованы. Огромные стальные парусники строятся и ходят по мировому океану, перевозя руду, уголь, пшеницу из Южной Америки в Европу, часто захаживают в Австралию. Нередко совершают и кругосветные рейсы. На этих кораблях все было сделано для экономии, на стальных гигантах от 1000 тонн водоизмещения и выше нередко отсутствовал паровой двигатель. Отсутствие двигателя иногда приводило к трагедии, как это случилось с барком "Товарищ", который буквально переехал итальянский пароход в проливе Ла-Манш. Основная команда на винджаммерах (так принято называтьэтот класс кораблей) была невелика, главную работу выполняли курсанты. Этим достигались два результата – удешевление издержек и воспитание новых моряков. Было построено большое количество подобных парусников. Многие из них - рекордных величин и водоизмещения. Это были самые большие парусные корабли мира. Позднее, в связи  с установкой более экономичных дизелей на корабли, открытием Панамского и Суэцкого каналов, рейсы этих кораблей стали нерентабельными. И корабли стали выполнять несколько иные функции: учебную - подготовку моряков и представительскую – представлять государство-владелец в иностранных портах.   В СССР и теперь в России, как её правопреемнице, на службе у государства находятся несколько этих красивейших парусников, составляющих гордость нашего учебного флота. Один из них - барк "Седов".

Барк "Седов"

Построен и спущен на воду он был в Германии, где были построено большинство судов такого типа. При спуске на воду оно получило имя "Магдалена Виннен", по имени дочери судовладельца. Как и все суда, оно работало на линии Европа – Южная Америка – Австралия и Океания. Судно совершило несколько рейсов, но наступающий кризис внес свои коррективы, и судовладелец стал распродавать суда за ненадобностью. Однако большие парусники продавать по бросовым ценам совершенно не хотелось.  В 1936 году парусник все же продали и переоборудовали в учебное судно. Были выделены помещения для сотни курсантов, появились подвесные койки, емкости для питьевой воды. Однако трюмы для перевозки грузов сохранили. Судно переименовали в «Коммодор Йонсен». Во время второй мировой войны судно подвозило припасы войскам.

"Магдалена Виннен"

По итогам войны по репарациям судно перешло к Советскому Союзу, было ещё раз переименовано и названо в честь известного советского полярного исследователя – "Седов". Барк перешел в ведение Военно-Морского флота СССР. После войны судно отремонтировали – был заменен такелаж и паруса.  Парусник стал выходить в учебные походы и помогать ученым, работать в качестве океанографического судна. В 1966 году парусник был передан в ведение Министерства рыбного хозяйства для обучения курсантов. Судно решено было отправить в Ригу, но новые хозяева, глядя на старый корпус, требующий капитального ремонта и огромных средств, доказывали , что идея ремонта бесперспективна, выгоднее сдать судно на металлолом. Однако известные моряки и руководители мореходных училищ воспротивились этому, и судно решили отремонтировать в Кронштадте. 6 лет длилась реконструкция. Был заменен главный двигатель, расширены и оборудованы места для 164 курсантов, от старого корабля остался только корпус и такелаж. Капитан В.Т. Роев, обращаясь к работникам Кронштадта, даже заявил, что судно, по сути, было заново ими построено. 

Из истории плаваний парусника интересен его поход в 1983 году к родному порту Бремехавн, где парусник посетили немцы, бывшие в экипаже, когда судно называлось ещё  «Магдалена Виннен». Далее были походы по Балтике и вокруг Скандинавии, переход до Архангельска. В 1986 году парусник принимает участие в в международных гонках и становится их постоянным участником.  "Седов" - не только участник регат, но и победитель многих гонок,  таких как, например, "Cutty Sark" Tall Ships' Races в 1991 и в 1995 годах.

На регате "Tall Ship Race"

В связи с обретением независимости Латвией в 1991 году судно было выведено из Риги и передано Министерству рыбного хозяйства РФ. Сейчас парусник находится в ведении Мурманского Государственного Технического Университета. Корабль с этого времени начинает новую жизнь - участвует в регатах по всему миру, ходит в далекие походы. Однако в 2000 году судно опять чуть не было потеряно, - оно получило приглашение принять участие в шоу во французском Бресте и было  арестован по иску швейцарской фирмы за долги российского правительства. Однако французский суд освободил этот самый большой парусник мира и гордость учебного флота России.

В походе

Барк постоянно принимает гостей. В каждом порту, куда заходит огромный парусный корабль, к нему стекаются толпы народа. Частые гости – немцы, ведь это на их верфях был построен барк, и они хорошо помнят об этом, неоднократно звучат пожелания о возвращении парусника в Германию, как это случилось с судном «Товарищ» ("Горх Фок"). Однако "Седов" остается, и, надеемся, останется российским судном.

Основное предназначение судна - обучение курсантов

Главной задачей парусника была и остается подготовка курсантов. Тяжелые условия и трудная работа на борту закаляют характер молодых людей и делают из них настоящих моряков. Парусник постоянно совершает походы в Северные моря, ходит вокруг Скандинавии, ведь теперь его родной порт - Мурманск. Когда барк попадает в шторм, нужно очень быстро и вручную убирать все паруса. В условиях тяжелой качки просто стоять на палубе невозможно, а ведь нужно подниматься на высоту в несколько десятков метров. Четверо курсантов постоянно стоят на посту №1 - за штурвалом, ведь на поворотах усилие на каждую руку составляет около 16 кг.

Пост №1

Некоторые технические характеристика барка "Седов": построен в 1921 году, водоизмещение судна 6148 тонн, длина 117,5 метра, ширина 14,6 метра, осадка 6.4 метра. 31 парус общей площадью 4192 метра несут четыре 58-миметровые мачты. Скорость под парусами достигает почти 18 узлов - это рекорд для судов такого типа. В день судно может пройти до 300 морских миль. Скорость под двигателем – 10 узлов. На судне 54 члена экипажа и 146 курсантов.