Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Швартовка лагом

Швартовка лагом

10.02.2012

Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Для начала сделаем одно общее замечание, которое касается любой швартовки. Опытный шкипер всегда продумывает маневры, заранее представляя себе, как может повести себя яхта при благоприятных и неблагоприятных условиях, что может пойти не так и как в этом случае справиться с ситуацией. Безусловно, экипаж также должен быть проинструктирован о порядке швартовки заранее. И еще - думайте не только о том, как вы будете заходить на стоянку, но и как вы будете с нее уходить.

Если есть выбор, следует подходить к стоянке с подветренной стороны, против действующих внешних факторов, и, если ветер дует преимущественно вдоль диаметральной плоскости, – кормой вперед (так не будет сваливать нос).

Давайте рассмотрим особенности швартовки лагом в трех случаях: при отсутствии ветра, при навальном ветре и при отжимном ветре.

Случай первый – ветра нет:

Швартовка лагом, ветра нет. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Подход в навальный ветер:

Швартовка лагом, навальный ветер. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Подход при отжимном ветре:

Швартовка лагом, ветер отжимной. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Расположение швартовых концов при стоянке лагом

Перед швартовкой не забудьте проинструктировать экипаж о порядке швартовки и расставьте по местам матросов, - каждый должен четко знать, что он будет делать. Помните: первым должен быть задан наветренный швартовый, а при отсутствии ветра – швартовый, который остановит лодку.

Швартовые концы удерживают яхту у причала. Желательно, чтобы они делали это достаточно бережно, - швартовые веревки должны пружинить, смягчать рывки лодки на волне или под ветром. В связи с этим нельзя использовать в качестве швартовых фалы или шкоты, у которых задача противоположная – растягиваться как можно меньше, и которые уже изготовлены с некоторым преднатяжением. По этой же причине швартовые не должны быть слишком короткими: их длина должна составлять минимум полтора корпуса лодки, причем чем хуже условия стоянки, тем длиннее должны быть швартовые. После окончательной настройки длины швартовые должны слегка провисать.

Если вы швартуетесь на короткое время, например, на заправку, достаточно носового (Bow Line) и кормового (Stern Line) швартовых, которые не дают носу и корме отойти от причала. Если стоянка продолжительная, необходимо обязательно задать шпринги: носовой (Bow Spring) не даст лодке уходить вдоль причала вперед, а кормовой (Stern Spring) – назад:

Швартовые концы при стоянке лагом. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Неопытные матросы во время швартовки лагом часто очень сильно притягивают носовой швартовый. Когда вы задаете швартовые, а начинаете вы с носового и кормового, тяните носовой швартовый без излишнего энтузиазма - иначе от причала отойдет корма.

Отход со стоянки лагом

Отход со стоянки лагом при отжимном ветре не представляет никаких сложностей, - снимите все швартовые концы, последним всегда снимайте наветренный швартовый. Позвольте ветру отнести яхту от причала, потом давайте задний или передний ход.

Если лодка не оборудована носовым подруливающим устройством, то отход в отсутствие ветра или при навальном ветре может быть осуществлен только при помощи носового или кормового шпрингов:

Уход со швартовки лагом. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы