Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Экспедиция англичан на Север. Открытие морского пути в Россию

Экспедиция англичан на Север. Открытие морского пути в Россию

10.02.2012

В начале 16 века  в погоне за ведущими морскими державами - Испанией и Португалией - англичане ищут путь на восток, в Китай и Индию. Они решают отправиться туда северным путем, вдоль побережья Евразии. Мало кто знает, но пробиться к Тихому океану на Восток, в Индию и Китай, взять свой «кусок пирога», англичане пытались и до знаменитой кругосветки Дрейка.

Уже в конце 15 века века русские поморы активно осваивают Арктику, ходят на своих ладьях до Новой Земли. Впервые об этом северном пути в Китай и Индию заговорил Паоло Джовио в своей книге в 1525 году, он обосновывал свои рассуждения словами русского посла в Риме Герасимова. Русский посол рассказал, что море на севере имеет большое протяжение, и весьма вероятно можно добраться, держась берега, до Китая. Этим путем сильно интересуются англичане, ведь мир уже разделен между португальцами и испанцами, морские торговые пути находятся под их контролем.

Карта начала 16 века, сделана на основе географических знаний ещё времен Марко Поло. Видно, что по воззрениям средневековых картографов расстояние через север "Тартарии" на восток не так велико

Англичане решили достичь Тихого океана через Север. В 1527 году два корабля вышли из Гудзонова залива и пытались пройти между Ньюфаундлендом и островом Гренландия, однако одно судно погибло во льдах, а второе вернулось обратно, встретившись со льдами. Позднее в Лондоне создается компания «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых». Это общество в дальнейшем стало известно как «Московское общество», так как одной из его задач стало установление торговых контактов с Московским государством. Но все-таки главной задачей Общества стал поиск и установление северного пути в Азию. Приложил руку к созданию этого общества и знаменитый исследователь Себастьян Кабот. Он участвовал в плавании в Америку, выходил в поисках северо-западного пути в Тихий океан, плавал с испанцами в Южную Америку. Кабот разрабатывает план экспедиции, составляет подробные инструкции. Именно в этой инструкции он указывает на постоянное ведение судового журнала, который позднее становится обязательным на каждом судне. Общество приобретает три корабля, водоизмещением 120, 160 и 90 тонн: "Бона Конфиденция", "Эдуард Бонавентура", Бона Эсперанца".

 

Парусное судно Ричарда Ченслера "Эдуард Бонавентура"

Во главе экспедиции стал дворянин Хьюг Уиллоби, а его помощником и штурманом флотилии - Ричард Ченслер. Ченслер становится и капитаном крупнейшего корабля флотилии. На борту всех кораблей находится 105 человек, среди них 11 купцов, много товаров. 20 мая 1553 года три корабля вышли из Лондона и взяли курс на северо-восток. Не все проходило гладко, - корабли встретились с плохими погодными условиями и достигли Норвегии только в начале августа 1553 года. Здесь во время шторма корабли разлучились, и Ченслер продолжил плавание самостоятельно. Он проходит мимо северной оконечности материка и дает имя мысу Нордкап, это название и осталось до сих пор. Ченслер неделю ожидает остальные суда, затем идет в Белое море. Уиллоби же с двумя кораблями причаливает в норвежском поселении Варде, затем продолжает движение на северо-запад. Если Уиллоби правильно определил широту, то через некоторое время он должен достичь западного побережья Новой Земли. «На широте 72° лежит земля, вся покрытая льдами и необитаемая», – записывает он в судовом журнале. Затем корабли Уиллоби двигаются на север, потом возвращаются на запад и решают отойти к югу для зимовки. Через год, зимой 1554 года поморы находят два корабля, полных замерзших трупов. «Корабли стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много», - так говорит о находке двинская летопись. Поморы не успели совсем немного, ещё в январе большая часть моряков была жива, - это следует из записей, обнаруженных на кораблях.

Уиллоби, возможно, первым из англичан увидел берега Новой Земли

Ченслер же на корабле двигается на юг по Белому мору и в конце августа 1553 года заходит в большое село Холмогоры. Ричард объявляет поморам, что он хочет завести торговлю с русскими, у него письмо от английского короля. Иван Грозный заинтересован в установлении торговых связей с западом и зовет Ченслера явиться к нему. Санным путем английский мореплаватель едет в Москву к Ивану 4. Ричард первым из англичан посещает Москву.

 

Такой Москву и её жителей увидел Ричард Ченслер

Вот как описывает он свои впечатления от города: «Cама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями….». Ченслер сообщает о том, что царь живет в огромном замке из кирпича, но дома деревянные, что опасно при пожарах, и построены они безо всякого порядка. Ричард подает царю письмо от короля Эдуарда и получает в ответ послание, в котором сообщает, что царь Иван 4 с радостью примет английских купцов и послов.

Так видели встречу Ричарда Ченслера и Ивана Грозного англичане

Иван Грозный отправляет Ченслера обратно в Англию, но под охраной. В Англии после доклада Ченслера Общество получает исключительные привилегии торговать с Московским государством и со всеми землями к северу и востоку от Англии. Своё путешествие и впечатления от Руси Ченслер описывает в  "Книге о великом и могущественном царе русском и великом князе Московском и о владениях, порядках и произведениях сюда относящихся." Королева Мария (Король Эдуард уже помер к тому времени) посылает Ченслера в Россию уже в качестве посла. Англия снаряжает в этот раз два корабля. По прибытию в Москву Иван Грозный дарует обещанные привилегии, в первую очередь свободно и беспошлинно торговать с русскими городами. Центр торговли – Холмогоры. В Москве для англичан выделили помещения в Китай-городе, рядом с Кремлем, где действовали только английские законы.

Дом, пожалованный английским купцам Иваном Грозным. "Английскому дому"  на Варварке после реконструкции 1972 года придан исторический облик

В свою очередь царь отправляет русского посланника Осипа Григорьевича Непею вместе с Ричардом обратно в Лондон. Два замерзших судна отряда Уиллоби, "Бона Эсперанца" и "Бона Конфиденция", нагружают товарами и направляют обратно в Англию, но по пути одно судно пропадает без вести с русскими купцами и торварами, а "Конфиденция" попадает в шторм около Шотландии, и Ричард Ченслер гибнет. Русский посол остается жив, добирается до Англии и передает грамоту королевскому двору. Осип Непея в свою очередь добивается установления исключительного права торговать беспошлинно с Англией. Это несомненный успех экспедиции, ведь англичане нашли морской путь для торговли с восточными землями, хотя и не добились первоначальной цели. Почти 150 лет северный путь из Англии в Россию оставался главной торговой артерией, связывающей два государства.

 

Иван Грозный показывает сокровища английским посланникам. "Русский взгляд" более реалистичен

Однако англичане не оставляют попыток пробиться далее на восток северным путем. Англичане узнают от русских о реке Обь, за устьем которой лежит сравнительно теплое море безо льда. Снаряжается новая экспедиция, на этот раз под руководством Стивена Барроу. Во время плавания он четко описывает условия мореплавания в северных морях, новые берега, его записи становятся первыми описаниями северных земель и Арктики для англичан. Он оставляет свидетельства о выдающихся достижениях поморов, которые свободно плавают на своих кочах по северным морям и вокруг островов Новой Земли. По сравнению с русскими моряками англичане на севере выглядят достаточно жалко. Барроу доходит до устья Печоры, откуда с поморскими ладьями отправляется на поиски прохода в Карское море. Он первым из европейцев доподлинно видит берега Новой Земли и описывает их, отмечая большие массивы льда.

Пройти в Карское море не удается, «огромные массивы ужасного льда» преграждают путь экспедиции

Стивен остается зимовать в Холмогорах. Позднее датчане тоже снаряжают свою экспедицию для поиска северного прохода в Китай и Индию, но также не достигают цели. Выходят в Карское море все-таки англичане в 1580 году. Руководит экспедицией Артур Пит, участвовавший в экспедиции Ченслера. И почти через 27 лет после первой попытки англичане достигают Карского моря и частично проходят его. Но, как и прежде, путь преграждает лед. Англичане даже строят дом на острове Вайгач. Позднее отыскать северный путь пытаются голландцы, Баренц проходит ещё дальше на северо-восток, но погибает в северных морях. Казалось бы, многочисленные попытки должны наконец увенчаться успехом, ведь поморы успешно плавают и занимаются промыслом на большом протяжении северного побережья материка. Однако природа вносит свои коррективы, в 17 веке наступает небольшое похолодание, и попытки найти северный путь моряки оставляют.

Итогом поиска этого пути стало:

Первое описание Арктики, сделанное англичанами.
Установление нового торгового пути между Англией и Россией, и через неё - с восточными странами.
Установление обоюдных привилегий в торговле между двумя странами.
Установление и признание англичанами принадлежности северных земель Московскому государству.

В России с уважением отнеслись к экспедиции Ченслера. В 1998 году  на побережье Белого моря был установлен памятный камень. Надпись на камне гласит: «Ричарду Ченслеру, капитану “Эдуарда Бонавентуры”, Лондон, с чьим приходом сюда 24 августа 1553 года начались регулярные отношения России с Англией»

В настоящее время, в связи с ростом напряженности на морских путях, Северный морской путь может стать одной из главных морских торговых артерий мира, - англичане знали, куда шли. Северный морской путь в Китай в несколько раз короче, чем путь на восток через Суэцкий канал, и гораздо безопаснее. Остается одна беда – лед, но с помощью современных ледоколов возможна и круглогодичная навигация.  

Ледокол работает на Северном морском пути