Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


"Катти Сарк" - единственный сохранившийся "чайный" клипер

14.02.2012

К началу 19 века военные конфликты в мире постепенно стихают, и в морской торговле устанавливаются регулярные сообщения. Торговые маршруты пролегают в основном от метрополий к колониям, через океаны. В 1844 году в Америке после кропотливой работы были опубликованы карты морских течений и ветров, проложены наиболее благоприятные маршруты, и с этого момента стало возможным осуществление постоянного морского сообщения в соответствии с ветрами и погодой. Для большего удобства пассажиров в Англии, Европе и Америке начинают строиться большие суда – пакет-боты. Это по сути те же фрегаты, только модернизированные, более приспособленные для перевозки пассажиров. В Америке же в торговом судоходстве развитие получила шхуна, быстроходное американское парусное судно с изящными обводами (смотрите статью о шхуне "Америка"). На западном побережье США к этому времени разразилась золотая лихорадка, и потребовались быстрые и вместительные корабли для постоянного снабжения. Торговый путь на западное побережье пролегал через мыс Горн.

Клиперы, самые быстрые парусные корабли, совершали трансокеанские и кругосветные торговые рейсы

Строительство первых клиперов

Так из балтиморской шхуны получились клиперы – трехмачтовые парусники почти с вогнутыми обводами и прямым вооружением. Первым их строителем стал Джон Уиллис Гриффит. Он был знаком с основами гидродинамики и отказался от утяжеленного носа старых кораблей. «Корпус должен быть длинным, а нос судна острым», - говорил кораблестроитель. Результат, который показало его судно «Радуга», удивил всех, – на пути из Нью-Йорка в Гонконг и обратно с грузом чая парусник показал выдающуюся скорость в 14 узлов. А грузопоток восточного побережья Америки на запад и обратно все возрастал, золотая лихорадка набирала обороты, прибыли все росли. Верфи Новой Англии были завалены заказами на быстроходные пассажирско-грузовые суда – клиперы. Каждый производитель судов стремился к созданию все более быстроходных кораблей, этого требовали капитаны и судовладельцы, ведь они получали большие выгоды от сэкономленного времени на морском пути. 45 быстроходных клиперов курсировало на линии Нью-Йорк – Калифорния в 1845 году. Рекорд маршрута равнялся 89 дням, его поставило парусное судно длиной 69 метров и водоизмещением в 1750 тонн. Также большое развитие получили торговые маршруты, связывающие Америку с Австралией, Китаем и Англией. На этих торговых путях разыгрались настоящие соревнования между клиперами, ведь призом была повышенная стоимость товара и, соответственно, выгода, которую получало первое прибывшее с грузом судно. Иногда суда шли совсем рядом, в пределах слышимости на всем 15000-мильном пути от Нью-Йорка до Калифорнии. Клиперы перевозили чай, шерсть и другие товары подобного типа. Бум строительства клиперов все нарастал, в 1853 году было спущено на воду уже 125 судов, одно из которых - «Великая Республика» - было уже 96 метров длиной. Увеличение длины судов было связано с применением в конструкции кораблей стальных элементов набора. На судне были 4 мачты, которые несли 12500 квадратных метров парусов, корабль обладал водоизмещением в 6000 тонн.

Вторая половина 19-го века - эпоха клиперов

Появление клиперов в Англии

В 1850 году американское судно «Ориентл» бросило якорь в Лондоне. Судно пришло с грузом чая. Весь путь от Гонконга до Лондона парусник прошел всего за 97 дней, далеко обогнав английские суда. Британские кораблестроители внимательно изучили конструктивные особенности корабля и начали строить суда подобного типа. Немалую роль здесь сыграло и то, что в 1851 году шхуна "Америка" обгоняет все яхты на популярной исконно английской гонке и забирает «Кубок 100 гиней», показав преимущество судов подобного типа. Английские клиперы несколько меньше американских и несут большую площадь парусов, это обусловлено легкими ветрами на торговых путях. Клиперы соревновались в так называемых «чайных» гонках, - кто быстрее придет с грузом чая и получит основную прибыль. В 1866 году 16 английских судов - клиперов - одновременно пришвартовались в китайском порту Фучжоу для погрузки чая.

Шхуна Америка - представитель типичных американских шхун 19 века

История Катти Сарк

Клипер Катти Сарк стал самым известным кораблем той эпохи и единственным сохранившимся до наших дней. Заказал судно торговец чаем Джок Уиллис, большой любитель парусных судов, сам капитан своих клиперов, - он был консерватором и не доверял пароходам. Строительство судна он поручил шотландской верфи «Скотт и Линтон». Была поставлена задача создать самый быстрый клипер в мире. Шотландские корни имело и название судна.«Катти Сарк» - это короткая рубашка на шотландском диалекте, которую по легендам носили, улетая на шабаш, юные ведьмы и другие весьма легкомысленные особы. Именно такая ведьма по имени Нэнни, согласно легенде, описанной в поэме Бернса "Том О' Шентер", и носила короткую рубашку. Её увидел односельчанин,  узнал её на шабаше и позволил себе грубое замечание в ее адрес. Ведьма погналась за ним, но Том успел ускакать, и ведьме достался только лошадиный хвост. Эта фигура и украшает нос парусника.

Голова фигуры и рука были утеряны и позднее восстановлены. Сейчас фигура снята и демонстрируется в музее

«Катти Сарк» спустили на воду в 1869 году. Клипер был богато украшен, на корме была нарисована «звезда Индии» и фирменный знак Уиллиса –" W". Первоначально клипер работал на линии Англия - Китай. Чайные гурманы верили, что только перевозка на деревянных судах сохраняет истинный аромат чая. Справедливости ради скажем, что позднее, когда перевозки на парусниках стали нерентабельны, приглашенные эксперты не смогли найти различия во вкусе чая, перевезенном пароходом и клипером.

Редкая фотография "Катти Сарк"

Клипер принимает участие в «чайных» гонках, ведь первый груз стоил в два раза больше, чем груз на прибывших позднее судах. Клипер пытался соревноваться с другим известным и быстрым судном - «Фермопилы». «Фермопилы» было знаменито тем, что поставило рекорд на линии Лондон – Мельбурн, оно прошло весь путь всего за 63 дня. Этот рекорд для парусных судов такого размера не побит до сих пор. Во время соревнования с парусником «Фермопилы» на пути из Шанхая в Лондон «Катти Сарк» во время шторма потеряла перо руля. Шторм был такой силы, что судно иногда полностью погружалось корпусом под воду. Но капитан не сошел с гонки, а соорудил некую замену рулю, но «Катти Сарк» все же проиграла целую неделю.

Клипер богато украшен

Однако со временем пароходы «забирают» дорогостоящий фрахт чая у клиперов, конкурировать с ними становится все сложнее. Владелец судна Джок Уиллис про прозвищу Белая Шляпа как может сокращает расходы. Он уменьшает команду с 28 до 23, а потом и вовсе до 19 человек, облегчает рангоут, берется за дешевые грузы. Постепенно парусник приходит в упадок. Меняются капитаны, один из них вовсе шагнул за борт, и на какое-то время управление парусником перешло к курсантам. Судну уже 14 лет, а это большой срок для парусника, в среднем парусное судно работало около 10 лет, затем корпус изнашивался, кроме того, построенные в основном из дерева суда часто сгорали. Но клиперу повезло, он переходит на рейсы в Австралию за шерстью. Капитаном судна становится грамотный и опытный Ричард Вуджет. Он показывает себя и как искусный педагог, курсанты на судне добиваются больших успехов и работают наравне с опытными моряками. Именно при нем «Катти Сарк» содержится в превосходном состоянии устанавливает рекорды скорости. Её зарегистрированный рекорд – 67 дней из Мельбурна до Лондона.

"Шерстяной" маршрут

К «Катти Сарк» приходит заслуженная слава именно при этом капитане и на этих «шерстяных» маршрутах. Первый рейс из Австралии (Сидней) до Лондона «Катти Сарк» совершила за 83 дня, а уже в 1885 это расстояние она прошла за 73 дня, обогнав 8 клиперов, в том числе и быстроходные «Фермопилы».

К концу 19 века на морских линиях начинают ходить пароходы. Они более тихоходны, но не зависят от ветра и обеспечивают более регулярное торговое сообщение. С открытием Суэцкого и Панамского каналов использование парусников становится нерентабельным, и их переводят на низкооплачиваемый фрахт таких грузов как уголь, зерно, селитра, руда.

Клиперы - постоянные соперники - продаются португальской судоходной компании. «Фермопилы» использовали в качестве учебного судна, а в 1907 году по причине полного износа торжественно захоронили под залпы орудий португальских ВМС. А «Катти Сарк» продолжала работать, перевозя грузы, ходила в Южную Америку. Но судно было сравнительно небольшого размера и не могло вместить достаточно груза гуано или руды, его эксплуатация становится нерентабельной. Однако ему ещё раз повезло. На старый неухоженный парусник обратил внимание капитан Доуман, который был в команде Вуджета, неоднократно ходил на нем в рейсы и запомнил судно совершенно другим. Он выкупил парусник у владельцев за сравнительно небольшую  сумму, восстанавил его и превратил в учебное судно. Он сам мечтал учить курсантов, но, к сожалению, преждевременно умер. Вдова капитана передала судно Морскому колледжу, и оно становится к причалу Темзы.

Собрание носовых фигур в музее "Катти Сарк". Клипер посетило около 15 миллионов человек

В 1954 году клипер стал национальным памятником и совершил последний рейс в сухой док в Гринвиче. В 2006 году судно решили реконструировать, сняли и вывезли более половины всех элементов. Разразившийся пожар в следующем, 2007, году уничтожил почти все деревянные части корпуса. Смета на реконструкцию выросла с 25 до 35 миллионов фунтов стерлингов.

В огне корпус судна был почти уничтожен

Технические характеристики «Катти Сарк»: полная длина судна 85,4 метров, корпуса - 65 метров, ширина 11 и осадка 6,7 метров. Три мачты высотой 46 метров несут 2980 квадратных метров парусов.


Клипер активно восстанавливается, но в море, скорее всего, уже никогда не выйдет