Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Линейный корабль первого класса

Линейный корабль первого класса "Виктория" - самый известный военный парусник

20.02.2012

"Виктория" - это корабль-легенда военно-морского флота Великобритании. Он был спущен на воду в 1765 году. Это линейный стопушечный корабль, участвовавший в Трафальгарском сражении, на его борту был ранен адмирал Нельсон. Самое интересное, что этот корабль, не принимавший участия в сражениях после 1812 года,  дожил до наших дней. Он стоит в старейшем доке Портсмута с 1922 года, является отличным образцом военно-морского флота тех дней, в настоящее время превращен в музей и является старейшим укомплектованным кораблем прошедшей эпохи владычества Англии на море.

"Виктория"  - флагманский корабль английского флота

«Виктория» является кораблем первого класса, корабли этого класса несли минимум три мачты. Старинные корабли несли вооружение только по бортам, поэтому наиболее эффективной тактикой боя было выстраивание нескольких кораблей в линию и залп. Пушки большого шестидесятиметрового корабля при одновременном выстреле с одного борта выпускали почти полтонны ядер! Такие большие корабли назывались линейными.

История "Виктории"

Корабль "Виктория" был заложен 23 июля 1759 года в Чатеме по проекту Томаса Слэйда. Согласно отчета, это был солнечный и яркий день. Первоначально  для строительства были наняты 250 человек, но семилетняя война спутала планы, и судно сошло на воду  только в 1765 году. Габариты "Виктории" приближались к максимально возможным для деревянного судна, без применения металла в основных конструкциях. Длина "Виктории" - 227 футов или 69 метров, ширина - 51 фут и 10 дюймов - почти 16 метров. Обшивка была укреплена слоем меди. На судне был использован штурвал, это было нововведение, раньше на судах для управления массивным рулем стояла механическая система подъемного горденя. Парусное вооружение тоже стало гораздо эффективней. На острых курсах использовали косые стаксели и бизани, на полных – лисели.

Строительство "Виктории"

Специальная комиссия Адмиралтейства приняло судно в 1776 году. В пятницу 8 мая 1778 года «Виктория» впервые подняла паруса, дала приветственный залп орудий и вышла в море под командованием сэра Джона Линдси.

Конструктивные особенности корабля

На судне четыре палубы, которые тянутся во всю длину корпуса. Припасы, провиант, порох и вода хранились на самой нижней палубе. Каюты медицинского персонала и гардемаринов располагались сразу за кокпитом тоже на нижней палубе. Кубрик во время боевых действий становился штабом. Нижняя, средняя и верхняя палубы вмещали в себя по 30 орудий разного калибра. Бортовой залп "Виктории" мог послать почти полтонны ядер на расстояние более мили. В средней артиллерийской палубе располагался лазарет и камбуз. Члены команды ночевали в подвесных койках на средней и нижней артиллерийских палубах. Адмиральская каюта находилась в корме, на верхней артиллерийской палубе. На верхней открытой артиллерийской палубе в основном был такелаж и лебедки, с помощью которых управляли кораблем.

Внутреннее убранство корабля

"Виктория" внутри - модель

Артиллерийская палуба

Кабинет прославленного адмирала Нельсона, который именно на "Виктории" привел флот англичан к победе, был небольшого размера, а личная каюта была вообще скромна, адмирал спал на подвесной койке. Принимал же гостей и офицеров Нельсон в столовой. Это разительно контрастировало с пышным убранством галеонов предыдущего века. Хотя снаружи "Виктория" и похожа на огромный трехэтажный дворец, однако на ней нет такого количества украшений и резных скульптур, как на более ранних кораблях. Все отдано военной целесообразности.

В доке Портсмута

Корабль похож на плавучую крепость, призванную обеспечить превосходство Англии на море. Это «деревянные врата Англии», которые нельзя преодолеть.

Трафальгарское сражение

В 1778 году Франция признала независимость Америки и поклялась защищать с оружием в руках свои торговые взаимоотношения с молодым государством. Англия начала готовиться к войне.

"Виктория" готовится к сражению

Когда к власти пришел Наполеон, отношения не просто обострились, – разразилась война. Великобритания участвовала в ней в союзе с Австрией, Россией, Швецией, Неаполитанским королевством. Армия Наполеона была сильнейшей на суше, она блокировала сообщение с Великобританией, но в свою очередь Англия поставила морскую блокаду Наполеону, препятствуя снабжению войск и сообщению Наполеона с колониями. Бонапарт решил собрать все морские силы, очистить Ла-Манш от английских судов и высадить десант в Англии. Для этих целей Наполеон собрал большой объединенный флот Франции и Испании. Однако во Франции к этому времени ощущался недостаток грамотных и умелых военно-морских офицеров, их уничтожила революция. Британские же моряки были опытными воинами, они участвовали во многих сражениях. Столкновение этих флотов привело к самой большой и масштабной морской битве 19 века  - Трафальгарскому сражению. Началась битва 21 октября 1805 года на атлантическом побережье Испании около города Кадис. Исход этого сражения должен был показать, кому теперь принадлежит море и в конечном итоге весь мир. Против 33 кораблей Великобритании под руководством адмирала Нельсона на флагмане «Виктория» были 40 кораблей объединенного флота под командованием Пьер-Шарль Вильнёва. 

«Виктория» в Трафальгарском сражении

К началу Трафальгарского сражения на судне «Виктория» были 104 орудия, из них две 64-х фунтовые карронады и 30 32-х фунтовых пушек. Нельсон при подготовке к сражению учел все факторы: зыбь, ветер, волны. Он построил суда в две колонны и встал во главе левой. Он надел свой парадную форму  и вышел на верхнюю палубу, чтобы его было видно. На все уговоры спуститься вниз он отвечал – моряки должны видеть своего командира. В одиннадцать часов прозвучали первые выстрелы разгорающейся битвы.

Начало битвы

Две колонны вонзились в центр построений объединенного французско-испанского флота. Этот флот стоял полумесяцем, он не успел построиться в колонны, мешал ветер. Историческое сражение началось. Головные корабли англичан прорвали строй, ведя огонь из всех своих орудий. «Виктория» вошла между двумя самыми большими кораблями противника: испанским неповоротливым гигантом "Santisima Trinidad", который был оснащен 144 пушками, и французским флагманом "Bucentaure".

"Виктория" ведет абордажный бой с французским кораблем

Строй кораблей смешался, каждый корабль искал себе противника и сражался с ним. Нельсона увидел стрелок на французском корабле «Redontable», с которым "Виктория" вступила в абордажный бой, и нанес ему смертельную рану. Горацио Нельсона отнесли в лазарет «Виктории», из лазарета Нельсон все время спрашивал о ходе боя. «Этот день за вами», - отвечали ему, хотя к тому моменту не было ясно, победили англичане или нет.

Нельсон находился в самой гуще боя

Нельсон скончался. Англичане продолжали бой, они намного превосходили выучкой французов и испанцев, на каждый залп французско-испанского флота англичане отвечали тремя залпами. Английские артиллеристы отличались и меткостью, – стреляя по пушечным портам, они выводили из строя артиллерию противника. Через три часа после начала битвы большинство кораблей объединенной эскадры были разбиты или захвачены. В два часа пополудни сдался "Bucentaure" с руководителем французско-испанского флота Вильневым. Корабли объединенного флота стали покидать сражение. Исход битвы стал ясен. Союзники потеряли 17 кораблей ("Santisima Trinidad" затонул при транспортировке во время шторма)  и более семи тысяч человек. Англичане потеряли 2 тысячи моряков, но сохранили все корабли,  хотя некоторые были настолько потрепаны и разбиты, что их пришлось брать на буксир. «Виктория» с телом Нельсона была отбуксирована для ремонта в Гибралтар.

Дальнейшая судьба судна

После ремонта судно до 1812 года патрулировало побережье Балтики и Испании. Затем вернулось в Портсмут. В 1889 году «Виктория» стала флагманским судном Главнокомандующего и остается таковым по сей день. В 1922 году судну решили придать тот вид, который был у линейного корабля во время Трафальгарского сражения.В настоящее время корабль превращен в музей.

Пушечная палуба

Кормовая часть