Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Якорная стоянка

Якорная стоянка

24.02.2012

Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Основными якорями на яхте являются плуг, дельта или брюс, запасным – данфорт; кошка используется для тузика. Адмиралтейский якорь часто можно обнаружить на небольших рыбацких лодках, ввиду громоздкости и неудобства хранения на яхтах их не используют. Наиболее распространенные типы якорей (Anchor), которые могут встретиться в вашей практике, и их особенности представлены в таблице:

Типы якорей. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Якорь удерживает судно не за счет своего веса, а за счет надежного зацепления в грунте. Все основные якоря предназначены для мягких грунтов, песка (Sand) или ила (Mud), и совершенно непригодны для камней (Stones или Rocks) или кораллов (Corals). Поэтому при выборе якорной стоянки в первую очередь надо обратить внимание на грунт, – на морских картах и в лоциях указывается характер морского дна (Seabed Characteristics): S означает песок, M – ил, R или St – каменистое дно, Co – кораллы. Нам подходят ил или песок, в крайнем случае галька (Pebbles, P). Ни в коем случае не следует бросать якорь ни в камнях – якорь либо не зацепится, либо его потом трудно вытащить, ни в кораллах – это варварство во многих местах запрещено местным законом. Ситуацию может ухудшить наличие водорослей (Weeds, Wd), – якорь по ним скользит и не может свободно зарыться в грунт. Бросайте якорь в светлые, «лысые» места, свободные от водорослей.

Чтобы якорь зацепился в грунте, он должен лежать горизонтально. В этом положении его удерживает вес якорной цепи (Anchor Chain). Поэтому для минимальной длины выпущенной цепи существует правило: длина цепи не должна быть меньше четырех глубин в месте стоянки. При использовании сочетания цепи и веревки, что характерно для запасного якоря или яхты длиной до 30-31 фута, длина этой связки должна быть не менее 6 глубин:

Длина якорной цепи. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Обычно общая длина якорной цепи на яхте составляет 5-7 корпусов яхты, то есть примерно 50-60 м для лодки длиной 36 футов и 80-100 м для 50-ти футовой. Чтобы получить максимально возможную глубину якорной стоянки, надо разделить длину якорной цепи на своей яхте на 4. На обычной чартерной яхте старайтесь не бросать якорь на глубине больше 10 м, и, если позволяет пространство, выпускайте почти всю цепь, которая у вас есть. Будьте осторожны – на чартерных лодках  якорные цепи очень часто не привязаны к дну якорного ящика и их легко упустить совсем.

Следующий момент, требующий внимания – циркуляция (Swinging Circle) лодки под действием ветра (или течения). Нетрудно сообразить, что в сильный ветер максимальный радиус циркуляции составит длину выпущенной цепи плюс корпус лодки, в слабый ветер радиус будет меньше:

Циркуляция на якоре. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Поскольку стоящие рядом яхты находятся в одинаковых ветровых условиях, длина цепи плюс корпус лодки – это то минимальное расстояние, которое должно отделять вас от стоящей рядом на якоре яхты. Если есть выбор, старайтесь вставать на якорь среди «себе подобных», - циркуляция глубоко сидящей килевой яхты будет происходить медленнее мелкосидящих катамарана или катера.

Порядок постановки на якорь следующий:

•    С матросом на носу, внимательно наблюдающим за дном, на самом малом возможном ходу пройдите вдоль всего предполагаемого радиуса циркуляции и убедитесь, что везде достаточно глубины и нет опасных камней.

•    Проверьте пульт дистанционного управления и работоспособность якорной лебедки.

•    Подойдите к месту отдачи якоря против ветра (или течения), убедитесь, что вы не бросаете якорь в камни или водоросли.

•    Начните отдавать якорь.

•    Лодка должна двигаться назад со скоростью, равной скорости выпуска цепи. Если ветер сильный, он сам будет сносить лодку, если нет – используйте малый ход двигателя назад. Цепь должна раскладываться по дну ровно.

•    Отдав необходимое количество цепи, поставьте рукоятку газа в нейтральное положение и дайте яхте выровняться по ветру.

•    Проверьте, взял ли якорь. Для этого плавно увеличивайте обороты двигателя назад до крейсерских. Если на крейсерских оборотах яхта не ползет назад (для контроля используйте ориентиры на берегу), - якорь держит хорошо. Если нет – без колебаний повторите все заново в другом месте.

Якорная стоянка – дело беспокойное, никогда не дающее повода расслабиться. Ветер, волнение, соседняя яхта, ушедшая с якорной стоянки раньше вас, – лодка может быть сорвана с якоря благодаря множеству причин. При малейших сомнениях не оставляйте яхту на якоре без присмотра, а ночью обязательно организуйте якорную вахту – разделите экипаж на несколько групп, каждая из которых в течение 3-4-х часов будет постоянно контролировать положение яхты.

Чтобы не положить свою цепь поверх чужой и потом не сорвать другую яхту с якоря, лучше всего подойти носом к корме уже стоящей впереди яхты и там отдавать якорь, оттягиваясь назад:

Отдача якоря. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы