Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Маневрирование на крейсерской парусной яхте под мотором. Часть 1. Факторы, которые необходимо учитывать

Маневрирование на крейсерской парусной яхте под мотором. Часть 1. Факторы, которые необходимо учитывать

07.03.2012

Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

При маневрировании под мотором на круизной килевой парусной яхте в узких маринах необходимо постоянно учитывать ряд факторов.

•    Инерция. В воде нет трения, а у яхты нет тормозов. Единственный способ остановить яхту – переложить рукоятку управления газом/реверсом  с переднего хода на задний или наоборот. Следует это делать хотя бы с минимальной задержкой в нейтрали, иначе можно повредить коробку передач.

•    При маневрировании нос не обязан (и не будет) повторять траекторию кормы. Ось вращения будет находиться примерно на расстоянии одной трети длины корпуса от носа, если лодка движется вперед, и на таком же расстоянии от кормы, если яхта движется назад. Поэтому повороты при подходе и особенно при отходе надо делать осторожно, контролируя и нос, и корму:

Инерция. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

 •    Поскольку носовая часть яхты сидит менее глубоко в воде, чем корма, ветер всегда разворачивает нос дрейфующей яхты под ветер:

Яхту разворачивает носом под ветер. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

•    Яхта управляется пером руля. Поток воды, на который опирается перо руля, может создаваться либо ходом лодки, либо винтом (Propeller), либо внешним течением. Яхта будет управляема только тогда, когда присутствует хотя бы один из этих факторов. Когда мы даем ход вперед, поток воды от винта сразу попадает на перо руля, и яхта мгновенно становится управляемой. Поэтому перед тем, как начать движение вперед после полной остановки, можно заранее повернуть штурвал в нужную сторону – яхта сразу начнет разворачиваться. Запомним: на ходу вперед под мотором яхта управляема всегда.

•    Когда после полной остановки мы даем задний ход, поток воды от винта не попадает на перо руля, и пока мы не наберем какую-то минимальную скорость, чтобы создать набегающий на перо руля поток воды, яхта будет неуправляема:

На ходу кормой вперед яхта неуправляема. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

В этом случае заранее поворачивать штурвал бессмысленно и даже вредно, – мы будем просто мешать яхте разогнаться, поставив перо руля поперек нарастающего потока. На ходу назад яхта неуправляема, пока не наберет скорость.

•    Если яхта под мотором движется вперед и ее винт при этом вращается вправо (по часовой стрелке, если смотреть с кормы) – такой винт называют правым. Если яхта движется вперед и при этом винт вращается влево – это левый винт. Какой у нас на яхте винт, нам, в общем-то, все равно – нам важнее последствия, которые вызывает эта асимметрия.  Винт  создает  не только основной поток воды, направленный вперед или, при реверсе, назад, но и боковой. Это приводит к явлению, которое называют упором винта или забросом кормы (Propwalk). Наиболее сильно этот эффект выражается при резком добавлении газа из положения полной остановки, корму при этом довольно  ощутимо забрасывает вбок:

Заброс кормы на ходу вперед. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Поскольку при движении вперед яхта всегда хорошо управляема пером руля, то забросом  кормы можно пренебречь, единственным следствием будет меньший радиус разворота в одну из сторон.

Другое дело при движении назад – поскольку в этом случае яхта неуправляема, она неизбежно вильнет кормой, – и это уже нужно учитывать. Нужно помнить, в какую сторону забрасывает корму вашей лодки при движении назад:

Заброс кормы на ходу назад. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Выяснить это можно очень просто. Выйдя из марины на чистую воду, остановите яхту, дайте резкий толчок газа назад и запомните, в какую сторону повело корму.

Если в каком-то конкретном случае вам нужно ослабить эффект заброса кормы, набирайте обороты двигателя рукояткой газа плавно. Чтобы усилить заброс – давайте газ резко.

•    Всегда старайтесь подойти к месту швартовки (или к плавающему в море объекту) против действующих факторов – ветра и течения. Такой подход является более контролируемым и безопасным. Если что-то пойдет не так, ветер и/или течение отодвинут яхту от причала. Вы сможете спокойно отойти, учесть ошибки и повторить подход.

Наиболее комфортный подход – кормой против ветра: нос яхты не заваливается, ветер одерживает яхту и не дает ей налететь на причал, в случае неудачного подхода можно легко уйти, – на переднем ходу яхта будет хорошо управляться.

Положение яхты на малом ходу назад против ветра также удобно использовать тогда, когда вам нужно на некоторое время  «зависнуть»  на месте, например, в ожидании своей очереди на заправку.

•    У начинающих шкиперов наиболее распространены две ошибки. Первая – необоснованно большой газ в слабый ветер или даже в штиль, когда большинство маневров можно выполнять на инерции, разгоняя лодку только по мере необходимости. Вторая ошибка – противоположная, когда в довольно сильный ветер шкипер пытается выполнять маневры на слишком малом ходу. Это приводит к плохой управляемости лодки и недостатку времени: ветер успевает и развернуть нос яхты, и снести ее под ветер. Отсюда правило для запоминания: меньше ветер – меньше газа, больше ветер – больше газа.

Естественный вывод, который вы должны сделать: все маневры под двигателем, особенно связанные со швартовкой в узком месте, должны быть тщательно продуманы исходя из силы и направления ветра и течения в месте швартовки и заброса кормы при движении яхты задним ходом. Экипаж должен быть проинструктирован – кто, что и в какой последовательности будет делать. Все необходимые снасти: кранцы (Fenders), защищающие борта яхты, швартовые концы, при необходимости - отпорный крюк (Boat Hook), должны быть развешаны, заведены и приготовлены заранее.