Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Первое русское кругосветное плавание Крузенштерна на шлюпах

Первое русское кругосветное плавание Крузенштерна на шлюпах "Нева" и "Надежда". Часть 1

19.04.2012

Мысль о кругосветной экспедиции возникла у Ивана Федоровича Крузенштерна (Adam Johann von Krusenstern)  в то время, когда он ходил на торговом судне в китайском городе Кантон. Иван Федорович, который происходил из остзейских дворян, был большой патриот России,  к концу 18-го века посетил множество стран, плавал с английским флотом к берегам Америки, участвовал в морских сражениях. Он находился к тому времени в ост-индских водах с целью исследования морского прохода для российских судов и организации торговли.  Мысли Ивана Федоровича также были заняты установлением морского торгового пути из России в Китай, но приход английского судна с северо-западного побережья Америки с богатейшим грузом меховых товаров заставил Крузенштерна немного пересмотреть  свои взгляды. Иван Федорович понимает важность постоянного морского пути для обеспечения русских колоний в Америке и вывозе оттуда пушнины.

Свои соображения он в 1799 году подает в "записке" о плавании в морское министерство, но проект был отвергнут. Позднее записка попадает новому морскому министру  графу Мордвинову. Граф заинтересовался и передал письмо императору Александру 1. В 1802 году с похожим предложением выступает и  Русско-Американская компания. Заинтересовывается путешествием и принимает живейшее участие организации экспедиции граф Николай Петрович Румянцев, которого сегодня называют покровителем первого русского кругосветного путешествия. Целью экспедиции, указанной в записке,  было: доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследование тропической части Тихого океана близ русских владений.  Также Крузенштерн указал, что на кораблях нужно послать корабельных мастеров и учителей мореплавания к Алеутским островам и к побережью Русской Америки, чтобы научить купцов строить подходящие для суровых условий корабли. Крузенштерна  назначили главой будущей экспедиции.

Иван Федорович Крузенштерн

Подготовка экспедиции

После положительного отклика самого государя императора, Иван Федорович посылает в Голландию своего помощника,  Юрия Федоровича Лисянского. Лисянский  находит и приобретает два подходящих для этой цели корабля, но не в Голландии, а в Англии: одно, позднее названное «Нева», водоизмещением 350 тонн и другое - «Надежда», водоизмещением 450 тонн.

За корабли заплатили достаточно большую сумму, с ремонтом они обошлись в 22 тысячи фунтов стерлингов, что почти равнялось сумме в золотых рублях того времени. Лисянский не только приобрел подходящие для экспедиции суда – парусные трехмачтовые корабли-шлюпы, которые использовались как раз для разведки и посыльной службы и были достаточно вооружены для этих целей (могли нести от 16 до 30 пушек), но и качественные навигационные инструменты. Юрий Федорович отнесся к подготовке к экспедиции очень тщательно. Он приобретает обширную аптечку для обоих кораблей, уделяя особое внимание противоцинготным препаратам, покупает одежду для участников экспедиции, пригодную для путешествия во всяком климате. Особое внимание было оказано пище - сухари, приготовленные в Петербурге, не испортились за 2 года плавания. Солонина и другие продукты длительного хранения были тоже наилучшего качества. Средства для осуществления экспедиции были выделены лично императором Александром 1, Русско-Американской компанией и графом Румянцевым. Александр 1 разрешил поднять военно-морской флаг на обоих судах.

Кругосветная экспедиция Крузенштерна гордо несла Андреевский флаг

Команда в экспедицию подбиралась так же тщательно, как и все остальное. Моряки были только добровольцами, причем их было такое количество, что из желающих можно было бы сформировать несколько таких экспедиций.  В  путешествии приняли участие люди, ставшие впоследствии знаменитыми исследователями и путешественниками, такие, например, как будущий первооткрыватель Антарктиды мичман Фаддей Беллинсгаузен и кадет Отто Коцебу - глава второй русской кругосветной экспедиции, участвовали в кругосветном плавании иностранные естествоиспытатели и астроном. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств. Было и несколько «посторонних» людей, наподобие Федора Толстого, прозваного позднее  Американцем, - он был бретер, дуэлянт, азартный и яркий человек, которого Крузенштерн позднее высадил на берег из-за его совершенно возмутительных поступков. Ученые были также в свите Николая Петровича Резанова – первого посланника России в Японию, куда должна была прибыть экспедиция. Николай Петрович, крупный государственный деятель и основатель Русско-Американской компании, был назначен императором Александром 1 также и официальным главой экспедиции. Это позднее вызвало значительное недовольство Крузенштерна, который даже сказал: «... Если бы я знал, что Резанов будет назначен главой экспедиции, то я бы не принял в ней участия». Накалило ситуацию ещё и то, что свита русского посланника серьезно потеснила команду шлюпа «Надежда» длиной всего 35 метров, а сам Резанов должен был делить маленькую каюту всего в 6 квадратных метров с Крузенштерном. Николай Петрович не сообщил с самого начала экспедиции Ивану Федоровичу всю широту своих полномочий, небезосновательно опасаясь, что иначе экспедиция могла попросту не состояться, поскольку Иван Федорович был амбициозным и вспыльчивым человеком, полагавшим, что он как идейный вдохновитель и капитан головного судна и есть руководитель экспедиции.

Во время долгого плавания на борту обоих судов за три года не умер ни один человек. Экипаж поддерживали психологически и небольшие представления, связанные с различными событиями плавания, напримсер, встреча Нептуна при пересечении экватора

Начало первой российской кругосветной экспедиции

И вот 26 июля 1803 года два судна вышли из Кронштадта, и уже 14 ноября 1803 года небольшая флотилия пересекла экватор. Это было выдающееся достижение, ведь русский флаг оказался впервые в Южном полушарии. У бразильских берегов экспедиция задержалась, чинили шлюп «Нева». Тут же, по свидетельству Резанова, он рассказал Крузенштерну о своих полномочиях и усугубил вражду между ними. Николай Петрович и Иван Федорович постепенно перестают разговаривать и общаются только посредством записок. Достают экипаж шлюпа «Надежда» и злые шутки Федора Толстого – например, он приклеил бороду корабельного священника к палубе и закрепил её сургучной печатью, бороду пришлось отрезать. В другой раз он пустил обезьяну в каюту Ивана Федоровича, и та испортила все сделанные им записи.  Так или иначе, но корабли успешно двигались к мысу Горн, ученые записывали свои наблюдения природы, описывали флору и фауну, быт встреченных народов, вели астрономические наблюдения. Ведет дневник и Иван Федорович – впоследствии он издаст книгу о кругосветном путешествии. Участники экспедиции положили начало систематическим исследованиям океана, – они измеряют  температуры воды на глубинах до 400 м,  определяют удельный вес, прозрачность и цвет воды в разных частях океана, выясняют причину свечения моря, собирают и записывают  многочисленные данные об атмосферном давлении, приливах и отливах. Ученые находят противотечения в Атлантическом океане, отмечают реальное отсутствие некоторых островов, отмеченных на картах того времени, и заносят на карты точные координаты посещенных мест. Это была выдающаяся научная миссия, осуществляемая первой русской кругосветной экспедицией. Руководители экспедиции хоть и конфликтуют между собой, но понимают важность и значение этого путешествия и, несмотря на все психологические трудности совместного нахождения на небольшом корабле, продолжают плавание.
 

Экспедиция посетила острова Океании и оставила описания мест, обычаев местного населения и собрала богатый научный материал