Статьи о яхтинге
Типичная приливная задача - проход над мелью и выбор глубины по эхолоту для якорной стоянки
Владимир Ватрунин
Пользоваться электронными таблицами приливов очень удобно. Тем не менее, мы очень рекомендуем вам сравнить вашу электронную таблицу с теми бумажными таблицами, которые обязательно предоставит вам чартерная компания. В последнее время мы очень часто пользуемся электронной картографией "Navionics", которая предоставляет также и встроенную информацию по приливам - таблицу приливов и приливных течений. Обычно при сравнении выясняется, что различие по амплитуде прилива по сравнению с местными бумажными таблицами приливов не превышает 10 -15 см, а по времени наступления полной и малой воды - 5 -10 минут, это вполне приемлемая точность.
Итак, мы находимся в Австралии, на Whitsunday Island, и собираемся встать на ночную якорную стоянку в очень хорошо защищенную бухту - Gulnarе Inlet:
Местная лоция говорит нам, что в заливе есть место для стоянки с глубиной по карте от 2 до 5 метров (отмечено стрелкой). Мы видим, что попасть в это место можно только пройдя над мелью по полной воде. Разобьем задачу на две части. Сначала определим, в какое время мы можем зайти на стоянку сегодня вечером и выйти с нее завтра утром. Потом определим, на какой глубине по эхолоту мы бросим якорь, так, чтобы за время нашей стоянки, во время малой воды, под килем нашей яхты всегда оставался достаточный безопасный запас - так называемый клиренс.
1. Когда мы сможем зайти и выйти?
Мы с вами путешествуем на катамаране, осадка его составляет 1.2 метра, желательный клиренс (наш неприкосновенный запас между самой нижней точкой киля и дном) - 1 метр. Сначала нужно определить, а какая же высота прилива нам нужна, чтобы пройти над мелью с глубиной по карте в 0.5 метра. Нарисуем небольшой эскиз и вспомним, что в любой произвольный момент времени глубина, которую мы видим на эхолоте, состоит из двух величин: глубины, которая отмечена на карте от нуля глубин, и высоты прилива:
Из картинки видно, что требуемая для нас высота прилива, позволяющая нам пройти над мелью, составит:
Осадка яхты + Клиренс = Глубина мели по карте + Высота прилива, отсюда
Высота прилива = Осадка яхты + Клиренс - Глубина мели по карте = 1.2 + 1.0 - 0.5 = 1.7 м
Следующий вопрос - а в какое время сегодня вечером и завтра утром высота прилива будет больше, чем требуемые нам 1.7 метра? Смотрим электронную таблицу:
Мы видим, что сегодня, 11 октября, мы должны успеть пройти на свою якорную стоянку никак не позже 5 часов вечера (а лучше немного раньше - на всякий непредвиденный случай), когда высота прилива будет больше необходимых нам 1.7 метра. Уйти же с якорной стоянки на следующее утро, 12 октября, мы сможем не ранее, чем без четверти 11 (и опять - лучше чуть позже):
2. На какой глубине по эхолоту нам следует бросить якорь?
Чтобы ответить на этот вопрос, опять нарисуем небольшой эскиз:
Из картинки видно, что глубина по эхолоту состоит из трех величин: осадки яхты, желательного клиренса и той максимальной величины, на которую упадет уровень воды за время нашей стоянки:
Глубина по эхолоту = Осадка яхты + Клиренс + Падение уровня за время стоянки = Ocaдка яхты + Клиренс + (Высота прилива на момент отдачи якоря - Минимальная высота прилива за время стоянки)
Давайте встанем на якорь в 1600 - как и просит нас местная чартерная компания:
Высота прилива на момент отдачи якоря, в 1600, составит (немного округляем) 2.4 метра. А минимальная высота за время стоянки?
Опять немного округляем в худшую для нас сторону: 0.4 м. Итак,
Глубина по эхолоту = 1.2 + 1.0 + (2.4 - 0.4) = 4.2 м.
Ответ получен. Сегодня, 11 октября, мы безопасно встанем на якорь в Gulnare Inlet в 1600 и якорь будем бросать там, где эхолот покажет не менее 4.2 м.