Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Путь ежика в тумане, или МППСС для парусных судов и судов длиной до 20 метров

Путь ежика в тумане, или МППСС для парусных судов и судов длиной до 20 метров

13.10.2012

Владимир Ватрунин

Мы решили немного разнообразить такую сухую, на перый взгляд, тему, как правила предупреждения столкновений судов в море - МППСС. Не пытаясь объять необъятное, давайте состредоточимся на формулировках, которые нужны капитану парусной яхты или моторной яхты длиной до 20 метров - собственно, это и есть те чартерные яхты без шкипера, на которых мы самостоятельно ходим в море.

Напомним, что первое, что мы должны сделать, увидев приближающееся судно, это определить - есть ли риск столкновения. Если риск столкновения есть, то надо быстро сообразить, как себя вести, кто кому будет уступать дорогу. Внимательный взгляд на правила позволит нам создать простой алгоритм, который наверняка понравится людям с математическим складом ума (те, у кого есть наш учебник по яхтингу, смогут найти этот алгоритм на странице 36): 

Алгоритм принятия решения - кто кому уступает дорогу в море. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

А теперь попытка стихосложения, - все то же самое для тех, кому мало понятны алгоритмы, но кто хорошо запоминает на слух (перед каждым четверостишием указан номер правила МППСС):

Путь ежика в тумане, или МППСС для парусных судов и судов длиной до 20 метров

9

Если ты под парусами или меньше двадцати,
На фарватер или в узкость осторожно заходи.
Не бросай без дела якорь, не мешай большим судам
И держись всегда правее - но не прыгай по камням.

10

Лучше в схему разделенья без нужды не залезать,
Не бросать на схеме якорь. А пришлось пересекать, -
Курсом поперек движенья. И держи себя в узде -
Не препятствуй тем моторкам, что идут по полосе.

19

Если ежиком в тумане ты почувствовал себя
И увидел на радаре посторонние суда, -
Повернуть направо лучше, если судно впереди.
Если же опасность сзади, то от судна отверни.

13

Темной ночью повстречался одинокий кормовой?
Мы его давить не станем и объедем стороной.
Днем история все та же, - хоть не видно огонька,
Обгоняешь - уступаешь, а не смотришь свысока.

12

Правый галс всегда правее, у правшей - суровый нрав.
Если галс один и тот же, кто с подветра, тот и прав.
Левый галс. И вдруг с наветра, так,  что галс не разобрать,
На тебя наехал кто-то,  - значит, надо уступать.

14, 15

Битва, битва! Две моторки в лоб сошлись. Какой сюжет!
Принимают обе вправо ... Продолжаем свой обед.
Снова две моторки, это - не лоб в лоб и не обгон,
Уступи тому, кто справа, и не думай ни о чем.

18

Лишь один вопрос остался, дорогие господа:
Как же будут расходиться разнородные суда?
Гидроплан, моторка, парус, рыбаки, осадка, нет, -
Нет маневра, шкипер умер, - соблюдай приоритет.