Статьи о яхтинге
Теория и практика на борту яхты. Крик инструкторской души
Владимир Ватрунин
Довольно часто к нам в яхтенную школу обращаются желающие пройти курс обучения яхтингу с вопросом: можно ли пройти сразу теорию и практику на борту яхты? Мы начинаем слегка мяться (все-таки потенциальный клиент) и осторожно объяснять, что по ряду причин это крайне нежелательно и возможно исключительно в виде индивидуального обучения в течение не менее двух недель, и клиент, иногда даже как-то саркастически, отвечает, - а как же другие школы, они же предлагают такую услугу?
По этому поводу хочется высказаться довольно резко раз и навсегда, - мы решительно против такого формата обучения яхтингу, и даже индивидуальное обучение в таком формате проводим крайне неохотно и только после тщательного собеседования. Тут лучше всего подходит аналогия с автомобилем или самолетом. Кто-нибудь пробовал совместить теорию и практику при обучении в автошколе? Конечно, яхта не автомобиль, крейсерская яхта потому так и называется, что на ней можно жить с относительным комфортом, но так ли велика разница? Кто будет вести яхту, пока вы учите теорию?
Давайте разберемся. Курс теории занимает 40-48 часов без учета домашних заданий, или 5-6 дней по 8 часов, в зависимости от способностей и предшествующего опыта курсанта. И это именно теоретические сведения, которые нужно выслушать, понять и хорошо запомнить. Если декларируется теория и практика на борту, значит, 5-6 дней курсант находится на яхте просто потому, что он находится на яхте, а не потому, что ему нужно на ней находиться. Реальность такова, что нормально разложить на столе карту и выполнить какие-то упражнения по навигации может одновременно только один человек. А что делают в это время остальные?
Проектор, лекционная доска, - где и как их использовать на яхте? В какой-то степени их можно и опустить, но зачем, если с ними нагляднее, удобнее, понятнее, почему должно страдать качество преподавания из-за отсутствия или убогости технических средств?
Лучшее время и место для обучения яхтингу - теплое время года и теплые страны. А теперь представьте себе - жара, море плещется, мимо ходит молодежь в заманчивых костюмах, а в это время инструктор рассказывает о правилах предупреждения столкновений. Вы верите в эффективность урока при таких условиях?
Нормальная морская практика, позволяющая привить курсанту необходимые навыки управления яхтой, длится не менее 10 дней при условии, что курсант уже прошел береговой курс и на борту яхты находятся не более пяти обучающихся. А что гордо предлагают некоторые школы - две недели теории и практики на яхте, на которой идут 8 (!) курсантов. С кем мы после этого будем расходиться в море - с полноценными шкиперами или с полуфабрикатами?
Из каких соображений клиент вообще просит оказать эту услугу? Как правило, мотивов два (кстати, не всегда они присутствуют одновременно). Первый - экономия средств, второй - экономия времени. Тогда просто задайте себе вопрос: а зачем вы вообще идете учиться, что для вас море? Вариантов по сути два: это или профессиональный интерес, или воплощение давней мечты о свободных морских путешествиях (третий возможный мотив - загнуть пальцы перед приятелями или девушками - рассматривать не будем). И в том, и в другом случае слова об экономии средств или времени звучат как-то нелепо. Море - штука серьезная, выпускать туда людей неподготовленными или недостаточно подготовленными просто недопустимо, а качество обучения при совмещении теории и практики на борту будет страдать неизбежно. Давайте не будем играть в эти игры с возможной экономией денег или времени, здесь любая экономия может привести к трагедии. Если у вас нет времени на осуществление своей мечты, значит, это вам не настолько нужно, просто забудьте об этом.
Насколько серьезно вы будете относиться к морю, настолько благосклонно и море будет относиться к вам, уважайте его, и оно, возможно, будет немного уважать вас. Вся беда в том, что те, кто учился в нормальных условиях, прекрасно понимают, что по-другому и учиться-то невозможно. А кто до этого не учился, может понять это с некоторым, так сказать, запозданием, и хорошо, если не в критической ситуации ...