Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Яхтсмен и чартерная компания. По разные ли стороны баррикад?

Яхтсмен и чартерная компания. По разные ли стороны баррикад?

08.09.2016

Владимир Ватрунин, Павел Кручинин

Чартерные компании бывают разные. Яхтсмены тоже бывают очень разные. Взаимодействие яхтсмена и чартерной компании - непростой и часто очень болезненный вопрос. Яхтсмены регулярно рассказывают друг другу и обсуждают в Сети многочисленные случаи, так скажем, некорректного поведения чартерных компаний, плохого состояния яхт, вымогательства депозитов за повреждения, существовавшие еще до этого чартера. В этом много правды, однако чтобы достичь приемлемого компромисса при решении любой проблемы очень важно представить себя на месте своего оппонента и понять его интересы и движущие мотивы его действий. Поскольку про себя (яхтсменов) мы более или менее всё знаем (или нет?), давайте посмотрим на мир глазами менеджера чартерной компании, и глаза эти будут принадлежать Фотису Орфаносу, греческому представителю известной чартерной компании Dream Yacht Charter. Именно он поделился с нами своими соображениями на эту тему.

Договоримся сразу, - на самом деле мы находимся в одном окопе, просто потому, что у нас одна цель - удачное, без аварий и инцидентов, безопасное яхтенное путешествие. Как выяснилось, главной озабоченностью представителей чартерных компаний в последние годы стала именно безопасность чартера. Очень многие яхтенные капитаны "потеряли страх", стали относиться к яхте главным образом как к плавучему отелю и забыли, что СТРАХовые компании рассматривают яхтинг как экстремальный туризм, и что яхта в первую очередь - источник повышенной опасности для ее экипажа. Откуда такая озабоченность? Основа безопасности - квалификация шкипера. Здесь далеко не все хорошо.

Пример первый, приемка лодки. Кстати, ни один из приведенных далее примеров не придуман, все они из реальной жизни.

УКВ радиостанцияС чего начинается чартер? Правильно, с приемки лодки. На менеджеров чартерной компании в первый день чартера сваливается невероятная нагрузка, связанная в основном с процедурой приемки лодки. Представьте, вам нужно провести брифинг на пяти лодках, лодки для приема клиентов готовы часам к трем - пяти. Значит, у вас есть от четырех до шести часов на всех. Казалось бы, не проблема - час-полтора на каждого капитана. И не было бы никаких проблем, если бы менеджеру приходилось делать только то, что он должен сделать, - показать комплектность и расположение оборудования, рассказать об особенностях данной конкретной лодки и продемонстрировать работоспособность главных ее компонентов. И тут, бодро показывая шкиперу, назовем его, скажем, Джеффри Первый, где находится УКВ радиостанция, менеджер вдруг слышит вопрос: "А на каком канале я могу связаться с проходящим мимо судном?" Это первый тревожный звоночек о компетентности шкипера. Дальнейшие осторожные расспросы менеджера проявляют жуткую картину, - шкипер не знает, как подавать сигналы бедствия или срочности. О-па... И это только по поводу радио, дальше - больше, менеджер, как может, латает пробелы в знаниях, и получасовая по своей сути процедура затягивается на два с лишним часа. Стремительно вечереет, остальные шкиперы ждут своей очереди, и у них потихоньку вызревает мысль о плохом сервисе в этой чартерной компании. Но бог с ним, с сервисом, вернемся к безопасности, - шкипер не умеет пользоваться основным средством связи на лодке в прибрежном плавании!

Ну, я-то не такой, тут же подумали вы. Тогда честно - когда вы в последний раз тренировались в передаче сигнала бедствия?

Пример второй, брифинг по акватории.

Город ТираБрифинг по акватории большинством чартерных компаний не проводится по умолчанию, исключение составляют довольно опасные рифовые области, например, Пхукет, Сейшелы или атоллы в Тихом океане. Однако любая чартерная компания предупредит о наличии опасных мест на маршруте.

Так, Джеффри Второй очень хотел попасть на остров Санторини. Что ж, желание клиента - закон, пожалуйста, но только одна просьба, - ни в коем случае не швартуйте яхту к причалу в Тире. Во-первых, якорь придется бросать на 20 метрах глубины, а во-вторых, очень большую опасность представляет волна от больших круизных судов. Ок, нет вопросов.

И что вы думаете делает Джеффри Второй, придя на Санторини? Ясное дело, швартуется к причалу в Тире и, оставив яхту без присмотра, бежит знакомиться с прекрасными видами городка и острова. Пока экипаж гуляет, проходящий лайнер разгоняет первую волну, которая слегка стукает яхту кормой о причал. Вторая волна (внимание) поднимает яхту и наполовину забрасывает ее на причал со всеми вытекающими последствиями.

Джеффри Второй, но ведь тебя предупреждали на брифинге, об этом же четко сказано и в лоции. Безусловно, Санторини - потрясающее место (оказалось, буквально), но как же безопасность?

Бог, несомненно, любит троицу, и Джеффри Третий переплюнул всех. Пример третий, "дайте мне новый тузик".

Знак одиночной опасностиВзаимодействие с Джеффри Третьим началось с безапелляционного требования: "Ваш тузик поцарапан. Я бронировал новую лодку и хочу, чтобы на ней все было новое". Что поделать, клиент, скорее всего прав, придется поменять его тузик на новый. А вот закончилось это взаимодействие... Как вы думаете, что это там за знак на иллюстрации слева? Мы тоже думаем, что это знак одиночной опасности. Но строгий и требовательный шкипер Джеффри Третий без тени сомнения направляется прямо к этому "бую", чтобы ошвартоваться  и в виду пляжа искупать свой экипаж. До "буя" яхта, естественно, не дошла. После осмотра водолазом стали очевидны повреждения киля о камни, но Джеффри Третий не собирался сдаваться и даже хотел написать жалобу на необоснованные претензии чартерной компании, вымогающей у него депозит. Сознаться в том, что он посадил лодку на камни, он решился только после того, как узнал, что на лодке есть трекер.

К чему мы это все? У любой медали две стороны, и прежде чем давать волю священному гневу, стоит заглянуть и на другую сторону. Оказывается, и в чартерных компаниях существует масса иногда забавных, а иногда и удручающих анекдотов из жизни шкиперов. Вернемся к основной мысли и к идеальной картине мира, - у яхтсменов и у чартерных компаний одна задача и одна самая главная озабоченность - безопасность. Безопасность тоже вопрос достаточно многогранный, но начинается все с обучения, с квалификации. Все забывается, трудно ожидать устойчивых, на уровне рефлексов навыков от яхтсмена, выходящего на отдых один или два раза в году. И чтобы не попадать в эти дурацкие ситуации, нужно непременно освежать свои знания и периодически повышать свою квалификацию.

И еще стоит с уважением относиться к труду работников чартерных компаний, - у них очень нелегкий хлеб. Кстати, для чартерных компаний очень важно, как шкипер относится к лодке. Особенно ярко это проявляется в момент сдачи, именно тогда психологически решается вопрос "друзья или враги". Опрятная после чартера лодка, с аккуратно убранными парусами, подвязанными концами, чистыми камбузом, салоном и гальюнами, откровенные, спокойные и доброжелательные замечания по поводу выявленных неисправностей или каких-то инцидентов сразу располагают к шкиперу. В таких случаях чартерные компании часто прощают капитану мелкие незначительные повреждения или поломки, а в случае крупных повреждений (в жизни всякое случается) стараются обойтись минимальной частью депозита. Грязная лодка, разбросанные веревки, шумный "наезд" на чартерную в стиле лучшая оборона это нападение - "вы тут все жулики и у вас ничего не работает" - гарантируют такую же негативную ответную реакцию.

Тема чартера очень объемна, и мы не собираемся ограничиться только этими тремя анекдотическими примерами. Более подробно вопросы безопасности и взаимодействия с чартерными компаниями мы рассмотрим в ряде последующих статей.