Статьи о яхтинге
Яхтсмен и чартерная компания. По разные ли стороны баррикад?
Владимир Ватрунин, Павел Кручинин
Чартерные компании бывают разные. Яхтсмены тоже бывают очень разные. Взаимодействие яхтсмена и чартерной компании - непростой и часто очень болезненный вопрос. Яхтсмены регулярно рассказывают друг другу и обсуждают в Сети многочисленные случаи, так скажем, некорректного поведения чартерных компаний, плохого состояния яхт, вымогательства депозитов за повреждения, существовавшие еще до этого чартера. В этом много правды, однако чтобы достичь приемлемого компромисса при решении любой проблемы очень важно представить себя на месте своего оппонента и понять его интересы и движущие мотивы его действий. Поскольку про себя (яхтсменов) мы более или менее всё знаем (или нет?), давайте посмотрим на мир глазами менеджера чартерной компании, и глаза эти будут принадлежать Фотису Орфаносу, греческому представителю известной чартерной компании Dream Yacht Charter. Именно он поделился с нами своими соображениями на эту тему.
Договоримся сразу, - на самом деле мы находимся в одном окопе, просто потому, что у нас одна цель - удачное, без аварий и инцидентов, безопасное яхтенное путешествие. Как выяснилось, главной озабоченностью представителей чартерных компаний в последние годы стала именно безопасность чартера. Очень многие яхтенные капитаны "потеряли страх", стали относиться к яхте главным образом как к плавучему отелю и забыли, что СТРАХовые компании рассматривают яхтинг как экстремальный туризм, и что яхта в первую очередь - источник повышенной опасности для ее экипажа. Откуда такая озабоченность? Основа безопасности - квалификация шкипера. Здесь далеко не все хорошо.
Пример первый, приемка лодки. Кстати, ни один из приведенных далее примеров не придуман, все они из реальной жизни.
С чего начинается чартер? Правильно, с приемки лодки. На менеджеров чартерной компании в первый день чартера сваливается невероятная нагрузка, связанная в основном с процедурой приемки лодки. Представьте, вам нужно провести брифинг на пяти лодках, лодки для приема клиентов готовы часам к трем - пяти. Значит, у вас есть от четырех до шести часов на всех. Казалось бы, не проблема - час-полтора на каждого капитана. И не было бы никаких проблем, если бы менеджеру приходилось делать только то, что он должен сделать, - показать комплектность и расположение оборудования, рассказать об особенностях данной конкретной лодки и продемонстрировать работоспособность главных ее компонентов. И тут, бодро показывая шкиперу, назовем его, скажем, Джеффри Первый, где находится УКВ радиостанция, менеджер вдруг слышит вопрос: "А на каком канале я могу связаться с проходящим мимо судном?" Это первый тревожный звоночек о компетентности шкипера. Дальнейшие осторожные расспросы менеджера проявляют жуткую картину, - шкипер не знает, как подавать сигналы бедствия или срочности. О-па... И это только по поводу радио, дальше - больше, менеджер, как может, латает пробелы в знаниях, и получасовая по своей сути процедура затягивается на два с лишним часа. Стремительно вечереет, остальные шкиперы ждут своей очереди, и у них потихоньку вызревает мысль о плохом сервисе в этой чартерной компании. Но бог с ним, с сервисом, вернемся к безопасности, - шкипер не умеет пользоваться основным средством связи на лодке в прибрежном плавании!
Ну, я-то не такой, тут же подумали вы. Тогда честно - когда вы в последний раз тренировались в передаче сигнала бедствия?
Пример второй, брифинг по акватории.
Брифинг по акватории большинством чартерных компаний не проводится по умолчанию, исключение составляют довольно опасные рифовые области, например, Пхукет, Сейшелы или атоллы в Тихом океане. Однако любая чартерная компания предупредит о наличии опасных мест на маршруте.
Так, Джеффри Второй очень хотел попасть на остров Санторини. Что ж, желание клиента - закон, пожалуйста, но только одна просьба, - ни в коем случае не швартуйте яхту к причалу в Тире. Во-первых, якорь придется бросать на 20 метрах глубины, а во-вторых, очень большую опасность представляет волна от больших круизных судов. Ок, нет вопросов.
И что вы думаете делает Джеффри Второй, придя на Санторини? Ясное дело, швартуется к причалу в Тире и, оставив яхту без присмотра, бежит знакомиться с прекрасными видами городка и острова. Пока экипаж гуляет, проходящий лайнер разгоняет первую волну, которая слегка стукает яхту кормой о причал. Вторая волна (внимание) поднимает яхту и наполовину забрасывает ее на причал со всеми вытекающими последствиями.
Джеффри Второй, но ведь тебя предупреждали на брифинге, об этом же четко сказано и в лоции. Безусловно, Санторини - потрясающее место (оказалось, буквально), но как же безопасность?
Бог, несомненно, любит троицу, и Джеффри Третий переплюнул всех. Пример третий, "дайте мне новый тузик".
Взаимодействие с Джеффри Третьим началось с безапелляционного требования: "Ваш тузик поцарапан. Я бронировал новую лодку и хочу, чтобы на ней все было новое". Что поделать, клиент, скорее всего прав, придется поменять его тузик на новый. А вот закончилось это взаимодействие... Как вы думаете, что это там за знак на иллюстрации слева? Мы тоже думаем, что это знак одиночной опасности. Но строгий и требовательный шкипер Джеффри Третий без тени сомнения направляется прямо к этому "бую", чтобы ошвартоваться и в виду пляжа искупать свой экипаж. До "буя" яхта, естественно, не дошла. После осмотра водолазом стали очевидны повреждения киля о камни, но Джеффри Третий не собирался сдаваться и даже хотел написать жалобу на необоснованные претензии чартерной компании, вымогающей у него депозит. Сознаться в том, что он посадил лодку на камни, он решился только после того, как узнал, что на лодке есть трекер.
К чему мы это все? У любой медали две стороны, и прежде чем давать волю священному гневу, стоит заглянуть и на другую сторону. Оказывается, и в чартерных компаниях существует масса иногда забавных, а иногда и удручающих анекдотов из жизни шкиперов. Вернемся к основной мысли и к идеальной картине мира, - у яхтсменов и у чартерных компаний одна задача и одна самая главная озабоченность - безопасность. Безопасность тоже вопрос достаточно многогранный, но начинается все с обучения, с квалификации. Все забывается, трудно ожидать устойчивых, на уровне рефлексов навыков от яхтсмена, выходящего на отдых один или два раза в году. И чтобы не попадать в эти дурацкие ситуации, нужно непременно освежать свои знания и периодически повышать свою квалификацию.
И еще стоит с уважением относиться к труду работников чартерных компаний, - у них очень нелегкий хлеб. Кстати, для чартерных компаний очень важно, как шкипер относится к лодке. Особенно ярко это проявляется в момент сдачи, именно тогда психологически решается вопрос "друзья или враги". Опрятная после чартера лодка, с аккуратно убранными парусами, подвязанными концами, чистыми камбузом, салоном и гальюнами, откровенные, спокойные и доброжелательные замечания по поводу выявленных неисправностей или каких-то инцидентов сразу располагают к шкиперу. В таких случаях чартерные компании часто прощают капитану мелкие незначительные повреждения или поломки, а в случае крупных повреждений (в жизни всякое случается) стараются обойтись минимальной частью депозита. Грязная лодка, разбросанные веревки, шумный "наезд" на чартерную в стиле лучшая оборона это нападение - "вы тут все жулики и у вас ничего не работает" - гарантируют такую же негативную ответную реакцию.
Тема чартера очень объемна, и мы не собираемся ограничиться только этими тремя анекдотическими примерами. Более подробно вопросы безопасности и взаимодействия с чартерными компаниями мы рассмотрим в ряде последующих статей.