Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Порядок действий в аварийной ситуации

Порядок действий в аварийной ситуации

28.09.2018

К аварийным ситуациям, которые могут вынудить экипаж покинуть яхту, относятся:

•    пожар;
•    аварийное поступление забортной воды из-за повреждения корпуса яхты вследствие:  столкновения с другим судном или плавающим предметом; посадкой на мель; полного переворота яхты на большой волне (оверкиль), повреждением штатных технологических отверстий ниже ватерлинии.

Яхта может сгореть или уйти под воду в течение пяти минут. Чтобы не терять драгоценного времени на размышления и организацию действий в случае угрозы гибели яхты, перед тем как выйти в плавание (а еще лучше на этапе планирования путешествия) в рамках брифинга по безопасности обязательно нужно распределить обязанности между членами экипажа по действиям в случае чрезвычайной ситуации.

На яхте руководит и осуществляет основные действия по борьбе за живучесть капитан. Ему понадобятся в помощь еще пять членов экипажа (если экипаж малочисленный, роли придется совмещать):

•    Помощник при тушении пожара или при борьбе с поступлением забортной воды. Этот член экипажа должен знать, где находятся все огнетушители и средства борьбы с водотечностью (инструменты и возможные материалы для аварийной заделки пробоин или технологических отверстий:  молоток, струбцина, пластырь, концы для заводки пластыря, деревянные или пластиковые заглушки  для технологических отверстий).
•    Ответственный за содержимое и доставку в спасательный плот аварийного сухого мешка и канистры с пресной водой. Этот член экипажа должен знать, что должно быть в аварийном мешке и обеспечить его содержимое на случай покидания яхты. Кроме того, этот член экипажа отвечает за хранение, желательно рядом со спасательным плотом, наполненной на три четверти (для обеспечения плавучести) канистры с пресной водой, которую также необходимо взять с собой в спасательный плот.
•    Два члена экипажа для подготовки и приведения в рабочее состояние спасательного плота. Спасательный плот тяжелый, работать с ним нужно обязательно вдвоем.
•    Ответственный за подачу сигнала бедствия по приказу капитана. Этот член экипажа должен быть достаточно квалифицирован, чтобы подать сигнал бедствия с помощью стационарной радиостанции и аварийного радиобуя (EPIRB).

Порядок действий  в аварийных ситуациях


Вне зависимости от характера аварии, порядок действий экипажа таков:

1. Заметивший пожар или поступление воды громко оповещает капитана, например: «Пожар на камбузе!» или «Поступление забортной воды в правой носовой каюте!»

2. Капитан отдает приказ экипажу: «Всем надеть спасательные жилеты и приготовиться к покиданию яхты на спасательный плот!»

•    все члены экипажа одеваются по сезону, надевают спасательные жилеты и поднимаются в кокпит;

•    ответственные за спасательный плот готовят его к спуску, крепят пусковой линь к утке, но не бросают плот в воду и не приводят плот в действие;

•    ответственный за сухой аварийный мешок забирает его в кокпит;

•    помощник остается с капитаном и выполняет его команды.

3. Капитан быстро оценивает ситуацию, в случае малейшего сомнения в успешном исходе дела подает или отдает приказ о подаче сигнала бедствия.

4.  Экипаж осуществляет борьбу за живучесть яхты.

5. При невозможности дальнейшей борьбы за живучесть и неминуемой угрозе скорой гибели яхты или членов экипажа капитан отдает приказ о спуске спасательного плота и покидании яхты.