Статьи о яхтинге
Интересные факты из истории географии. Линии широты и долготы
Учебные материалы Центра яхтенной подготовки АМС
Изучение навигации в яхтенной школе начинается с объяснения того, как можно удобно и однозначно задать положение точки на поверхности земного шара. Понятно, что речь идет о широте и долготе. А кто же первым начал изображать на картах линии широт и долгот - параллели и меридианы?
Согласно дошедшим до нас письменным источникам, впервые линии широты и долготы появились на картах Эратосфена Киренского, греческого астронома, философа и поэта, отца географии (собственно, он и придумал само слово "география"), второго смотрителя знаменитой Александрийской библиотеки.
То, что Земля круглая, греки знали как минимум с шестого века до нашей эры, а Эратосфен, живший в III-II веках до нашей эры, знаменит главным образом тем, что он первым и довольно точно вычислил размеры Земли - длину ее меридиана. Первыми рабочими картами, изображавшими сферическую поверность на плоском листе, были карты, разработанные учеными Александрийской библиотеки, а линии широты и долготы на них стал чертить именно Эратосфен.
Эти линии на картах Эратосфена не были регулярными, а проводились только через заметные ориентиры и важные географические точки. Современную регулярную сетку широты и долготы спустя примерно сто лет после Эратосфена ввел другой знаменитый смотритель Александрийской библиотеки - грек Гиппарх, астроном, географ и математик. Он предложил делить поверхность Земли и по широте, и по долготе на 360 градусов.
Последнюю модификацию осуществил Клавдий Птолемей, который, кстати, тоже довольно долго жил в Александрии и пользовался материалами из ее библиотеки. Птолемей разбил каждый градус на 60 минут и каждую минуту еще на 60 секунд.
С Птолемеем, помимо всего прочего, связан еще один замечательный исторический факт. Со времен Эратосфена прошло несколько веков, и Птолемей решил уточнить размеры нашей планеты. Сделал он это не совсем удачно и сократил размеры Земли по сравнению с Эратосфеном примерно на 30 процентов. Авторитет Птолемея был настолько высок, что через полторы тысячи лет эта ошибка позволила Колумбу убедить испанских монархов в том, что можно достичь Азии, отправившись на корабле на запад. Но это уже совсем другая история.