Статьи о яхтинге
Тысяча и одна мелочь. Подруливающее устройство
Техника швартовки яхты большого размера в значительной степени опирается на использование носового (а часто и кормового) подруливающего устройства (bow thruster). Однако на небольших яхтах типичного чартерного размера - 40-55 футов - использовать носовое подруливающее устройство нужно с осторожностью.
Самое главное - помнить, что это не "рулька", а именно "подрулька". Применение подруливающего устройства вполне обосновано в двух случаях: для уменьшения радиуса поворота яхты при швартовке в узком месте, когда только перекладки пера руля не хватает, чтобы вписаться в узкое место; и для смягчения неизбежного навала на подветренную лодку при швартовке в сильный боковой ветер. Во всех остальных случаях лучше подрулькой без особой нужды не пользоваться.
Во-первых, подруливающее устройство на большинстве чартерных лодок не такое мощное, скажем, его мощности точно не хватит для удержания лодки против сколько-нибудь существенного бокового ветра, и оно быстро перегревается. При приемке лодки в чартерной компании вам обязательно скажут, что непрерывно использовать подрульку больше 10-15 секунд нельзя, дальше она перегреется, выключится и в лучшем случае придется просто ждать, пока она охладится. Вы можете понадеяться при швартовке на подрульку, а в итоге ее просто не будет.
Во-вторых, при швартовке на муринг кормой к причалу не работайте подруливающим устройством, если матрос уже провел муринг на нос лодки, - очень велика вероятность, что свободную часть муринга затянет в подруливающее устройство. Если это произойдет, то в худшем случае вы поломаете лопасти подрульки, а в лучшем случае будете потом долго нырять и вытаскивать из нее намотавшиеся веревки.