Статьи о яхтинге

Планирование маршрута в условиях изменения климата
Джимми Корнелл
Перевод статьи известнейшего Джимми Корнелла (автора книги World Cuising Routes. основателя сайта Noonsite.com и организатора кругосветных и трансатлантических ралли для круизеров ARC) "Планирование маршрута в условиях изменения климата", опубликованной в журнале "Yachting World" 27 марта 2024 года.
Я написал эти слова в предисловии к своей книге «Мировые круизные маршруты»: «Парусные маршруты зависят в первую очередь от погоды, которая мало меняется с годами. Однако, возможно в результате глубоких изменений, которые произошли в экологическом балансе мировой среды, в последние годы было несколько странных погодных условий. Самым тревожным аспектом является то, что они редко прогнозируются, происходят в неправильное время года и часто в местах, где они не были известны ранее. Аналогичным образом, сила некоторых тропических штормов превосходит почти все, что было раньше».
Я продолжил: «Истощение озонового слоя и постепенное потепление океанов, несомненно, повлияют на погоду во всем мире и повысят риск тропических штормов. Невообразимая сила мега-ураганов Хьюго и Эндрю должна быть предупреждением о худших событиях. Все, что мы можем сделать, это прислушаться к этим предупреждениям, убедиться, что морепригодность наших лодок никогда не вызывает сомнений, и, по возможности, ограничить наши круизы безопасными сезонами. Кроме того, поскольку парусное сообщество так сильно зависит от сил природы, мы должны быть первыми в защите окружающей среды, а не способствовать ее бесчестному разрушению».
С тех пор прошло 30 лет, и каждое слово до сих пор верно. В глобальных погодных условиях произошли серьезные изменения, особенно с точки зрения местоположения, частоты, интенсивности и внесезонного появления тропических циклонов. В своей шестой оценке воздействия изменения климата Межправительственная группа экспертов Организации Объединенных Наций по изменению климата подчеркнула настоятельную необходимость действий, предупредив, что изменение климата вызывает опасные нарушения в природе и затрагивает миллиарды людей.
Наши океаны становятся теплее.
Арктическая ледяная шапка тает быстрее, чем за любое зарегистрированное время, как сообщается из Гренландии.
Ледяной шельф, окружающий Антарктиду, уменьшается беспрецедентными темпами.
Сезоны тропических штормов менее четко определены и более активны. Внесезонные тропические штормы встречаются чаще.
Скорость Гольфстрима замедляется.
Кораллы умирают из-за потепления океанов.
Согласно одному из недавних отчетов, удивительные темпы потепления в океанах являются самой большой проблемой нашего поколения. Это меняет распространение морских видов от микробов до китов, сокращает рыболовные площади и распространяет болезни среди людей.

Когда кораллы испытывают стресс из-за изменений в окружающей среде, таких как слишком теплые океанские воды, они становятся белыми, что известно как обесцвечивание. Иногда коралл может восстановиться. Чаще всего обесцвечивание приводит к его смерти.
Ожидается, что более теплые температуры океана и более высокий уровень моря увеличат их влияние и интенсивность. Районы, пострадавшие от ураганов, смещаются в сторону полюсов. Этот сдвиг, вероятно, связан с расширением тропиков, вызванным более высокими глобальными средними температурами.
По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований, вероятно увеличение количества ураганов 4-й и 5-й категорий, при этом скорость ураганного ветра увеличится на 10 процентов. Более теплые температуры моря также приводят к тому, что ураганы становятся более влажными, с увеличением количества осадков от циклонов на 10-15 процентов, прогнозируемых при увеличении средних глобальных температур на 3,6 градуса по Фаренгейту.
Время циклонных сезонов является важным фактором при планировании перехода. Одним из результатов изменения климата является то, что тропические штормы в настоящее время происходят вне допустимых временных рамок. Хотя официальный сезон ураганов в Северной Атлантике продолжается с 1 июня по 30 ноября, за последние 10 лет пять из 161 названных штормов произошли в мае. Самым ранним из них был тропический шторм Ана, который обрушился на юго-восток Соединенных Штатов с 8 по 11 мая 2015 года. Самым поздним ураганом в последние годы был Отто, который нанес большой ущерб на юге Центральной Америки в период с 20 по 25 ноября 2016 года.
Более активные сезоны ураганов также ожидаются на востоке северной части Тихого океана - в районе между Мексикой, Центральной Америкой и Гавайями. Поведение ураганов здесь похоже на их поведение в Северной Атлантике, и критический сезон, который официально длится с 15 мая по 30 ноября, также удлиняется. Из 205 штормов, которым было присвоено имя, зарегистрированных за последние 10 лет, девять произошли в мае, четыре из них - в первой половине месяца. Самый ранний, Андрес, произошел между 9 и 11 мая 2021 года, в то время как последний, Сандра, между 23 и 28 ноября, также в 2021 году.
Эти примеры имеют прямое отношение к планированию путешествий. Они призывают не прибывать в критический район до начала декабря и покидать его еще до начала мая. Критическим сезоном следует считать сезон с 1 мая по 30 ноября.
На северо-западе Тихого океана частота и сила тайфунов также увеличиваются, при этом некоторые супертайфуны имеют порывы в 200 узлов или более. Тайфуны регистрируются в каждом месяце года, и какой-либо четко определенный безопасный сезон теперь ушел в прошлое, его больше нет.
Аналогичным образом, в Северном Индийском океане разрушительная сила циклонов также увеличилась. Тенденция в Южном полушарии указывает в том же направлении. В Южно-Индийском и южной части Тихого океанов сезоны циклонов длятся дольше, и частота внесезонных циклонов увеличилась.
Я слежу за глобальными погодными условиями с 1980-х годов и регулярно опрашиваю яхтсменов, ходящих на дальние расстояния, уже более 40 лет. Совсем недавно я взял интервью у 50 моряков об их взглядах на изменение климата и его влияние на будущие путешествия. Большинство из них - активные яхтсмены, более половины совершили хотя бы одно кругосветное плавание. В 2018 году аналогичный опрос выявил несколько человек, сомневавшихся в серьезности последствий изменения климата, но на этот раз, за одним исключением, все согласились с тем, что угроза серьезна не только для будущих путешествий, но и для самого человечества.
Некоторые яхтсмены также выразили другие опасения, такие как чрезмерный вылов рыбы, загрязнение окружающей среды и угрозы, связанные с повышением уровня моря для тропических атоллов и низменных районов. Еще одной областью, вызывающей беспокойство, является изменение отношения к приезжим яхтсменам. Это было подчеркнуто во время пандемии, когда многие страны ввели ограничения, которые заставляли приезжие лодки оставаться на якоре в течение длительных периодов времени. Было зарегистрировано несколько случаев враждебности по отношению к яхтсменам со стороны властей и местных жителей, даже в районах, где ранее прибывающих моряков тепло приветствовали.
Я также спросил этих моряков, повлияет ли изменение климата на их решение спланировать кругосветное путешествие прямо сейчас. За одним исключением, они сказали, что хотя они знают о значительных последствиях, они все равно уйдут в долгое путешествие. Основные меры безопасности будут включать в себя прибытие в тропики задолго до безопасного сезона и предоставление безопасного запаса по времени путем выхода до его окончания; полное предотвращение критического периода; мониторинг погоды и наличие плана Б; и обеспечение того, чтобы их страховая компания согласилась с любыми планами, которые они сделали, чтобы оставить лодку без присмотра.

Одним из наиболее заметных последствий изменения климата стало увеличение интенсивности и масштабов тропических циклонов, как по времени, так и по охвату территории.
Рик Де Кристофано, директор по андеррайтингу в Topsail Insurance в Соединенном Королевстве, говорит мне, что изменение климата, вероятно, станет главной темой для страховщиков в течение следующего десятилетия. Внутренние модели этих компаний прогнозируют более высокую частоту и тяжесть ураганов и даже меньшие погодные явления, такие как сильные грозы.
"Влияние на владельцев лодок, планирующих отправиться в круиз, будет как прямым, так и косвенным", - говорит он. "Первый, вероятно, будет включать в себя повышенные ограничения на покрытие в соответствии с отсутствием покрытия Карибского шторма, и такие риски будут оценены страховщиками выше. Что касается последнего, то страховая отрасль готовится к тому, что крупные и катастрофические страховые мероприятия станут более частыми, что в конечном итоге приведет к увеличению затрат на целый спектр услуг».
Моряки, которых я опросил, подчеркнули еще большую важность наличия надежного доступа к информации о погоде в этом мире меняющихся условий. PredictWind является самым популярным источником данных о погоде и прогнозов для моряков на океанских проходах. Ник Олсон, менеджер по развитию бизнеса в PredictWind, говорит, что да, погодные явления станут более экстремальными, «но это тот тип событий, которого мы уже стремимся избежать».
PredictWind скоро представит новые инструменты, направленные на экстремальные погодные условия, говорит он: "Один из них предупредит вас, когда появятся определенные факторы, которые могут привести к экстремальным погодным условиям, которые могут вызвать потенциальные грозы. Еще одна крайность - это очень легкие ветры. Наши инструменты планирования времени отправления и погодной маршрутизации основаны на прогнозном моделировании, которое будет адаптироваться к изменениям климата и прогнозировать ожидаемые условия, как они делают это сейчас при подготовке краткосрочных прогнозов».
Одним из видимых результатов изменения климата является увеличение числа яхтсменов, направляющихся в высокие широты, чтобы извлечь выгоду из более благоприятных полярных условий. Я сам выиграл от этого благодаря успешному транзиту Северо-Западного прохода в 2015 году, что стало возможным как прямой результат изменения климата.
Путешествия в Антарктиду попадают в аналогичную категорию, и никто лучше не прокомментирует этот регион, чем Скип Новак, который считается мировым авторитетом в области парусного спорта в высоких широтах. Он видит изменение погоды и концентрации морского льда.
"Те из нас, кто регулярно плавал в Южном океане 40 лет назад, пришли к единому мнению о том, что морские условия кажутся гораздо более нестабильными, чем раньше", - говорит Новак.
Сложно говорить о концентрациях морского льда. Новак отмечает, что температура на Антарктическом полуострове резко возросла за 40 лет, но это не обязательно означает меньшую площадь морского льда в любом данном году. Холодная зима и отсутствие сильных ветров весной иногда оставляют прибрежные воды подо льдом до конца января."Остается, как всегда, удача", - говорит Новак.
Некоторые из более опытных моряков в моем опросе, такие как Пит Госс, Pearl of Penzance, Garcia Exploration 45, подчеркнули важность «иметь хорошо построенную, крепкую лодку, которой вы доверяете и которая сможет противостоять погоде и обеспечить выживаемость».
Отставной французский адмирал Эрик Абади, который в настоящее время находится в кругосветке на Маневаи, винтажной Garcia Nouanni 47, был больше обеспокоен «влиянием изменения климата в странах, которые мы планируем посетить, и тем более вызванным этим политической нестабильностью. Для меня ответ очень прост: именно на воде я по-настоящему счастлив. И это не изменится».

