Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Развернутый глоссарий яхтенных терминов


ГМССБ/GMDSS

Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности, ГМССБ (Global Maritime Distress and Safety System, GMDSS) была разработана Международной морской организацией (IMO) при поддержке Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) для повышения надежности передачи сигналов бедствия в море современными радиосредствами.

Ключевые особенности GMDSS по сравнению с предшествующей системой организации спасения в море (Search And Rescue, SAR):

•    Центр спасательных операций смещается с находящихся поблизости судов, ограниченных дальностью действия средневолновой связи – порядка 150-200 морских миль, на береговые морские спасательные координационные центры (Maritime Rescue Co-ordination Centre, MRCC). Введение спутниковых средств связи резко повышает вероятность успешной отправки и получения сигналов бедствия,  особенно для судов, удаленных от оживленных торговых  путей.
•    Автоматизация передачи и получения сигналов бедствия, что повышает надежность их отправки и позволяет избежать постоянной вахты радиооператора на каналах бедствия (Distress Channels, 2182 kHz на средних волнах, 16 канал в УКВ диапазоне).

Суть системы состоит в том, что береговые спасательные службы, также как и суда в непосредственной близости от терпящего бедствие судна, где бы оно ни находилось, автоматически и очень быстро получают нужную информацию, что позволяет без задержек проводить эффективные спасательные операции. Кроме передачи сигналов бедствия (Distress), GMDSS также используется для передачи срочных сообщений (Urgency)  о необходимости ремонта или оказания медицинской помощи, сообщений по безопасности мореплавания (Safety), предупреждающих о навигационных опасностях и приближении штормов, и прогнозов погоды.

С 1-го февраля 1999 года все грузовые суда c валовой вместимостью более 300 регистровых тонн или пассажирские суда, перевозящие более 12 пассажиров, осуществляющие  международные перевозки, должны полностью удовлетворять требованиям положений GMDSS.

Теперь давайте рассмотрим общую структуру технических систем GMDSS.

GMDSS. Яхтенная школа Центра яхтенной подготовки АМС. Глоссарий

GMDSS состоит из следующих основных компонентов:

•    Спутниковая система Inmarsat. Спутники этой системы расположены на геостационарных орбитах над экватором, их угловая скорость равна скорости вращения Земли. Таким образом, они как бы «висят» над одной и той же точкой на поверхности Земли на высоте около 36 000 км. Специальные антенны и терминалы позволяют осуществлять связь с береговыми станциями и немедленно получать сигналы бедствия, сообщения от спасательных координационных центров, сводки погоды и так далее. Геометрия расположения спутников такова, что они «не видят» приполярных областей, расположенных далее 70° северной и южной  широты.

•    Спутниковая система COSPAS/SARSAT (Космическая Система Поиска Аварийных Судов/Search And Rescue Satellite-Aided Tracking). Система была создана Россией, США, Канадой и Францией. Спутниковая группировка состоит как из низкоорбитальных, так и из геостационарных спутников. Основное назначение системы – получение сигналов бедствия из любой точки поверхности Земли через аварийные радиобуи, АРБ (Emergency Position Indicating Radio Beacon, EPIRB).

•    Спасательные координационные центры (Rescue Co-ordination Centre, RCC), куда стекается и где обрабатывается вся информация GMDSS. К координационным центрам приписываются спасательные суда (Lifeboats), вертолеты (Rescue Helicopters) и госпитали.

•    Наземные УКВ и средневолновые/коротковолновые  радиостанции, предназначенные как для голосовой связи, так и для связи с помощью цифрового избирательного вызова, ЦИВ (Digital Selective Calling, DSC).

•    Система автоматической передачи навигационных сообщений NAVTEX. NAVTEX состоит из системы береговых средневолновых станций с дальностью действия около 250 – 300 км и предназначена для использования в районе плавания A2. Каждая станция имеет свое расписание выхода в эфир и передает цифровые сообщения по безопасности мореплавания и прогнозы погоды. Какие станции работают в конкретной акватории, можно узнать из лоции.