Развернутый глоссарий яхтенных терминов
Автоматическая идентификационная система, АИС (AIS)
Автоматическая идентификационная система, АИС (Automatic Identification System, AIS) работает в УКВ диапазоне, используется как дополнение к радару в целях предупреждения столкновения судов и служит для передачи с судна на судно или с судна на берег двух блоков информации. Первый блок – статический, он формируется при настройке прибора:
• Цифровой идентификатор судна, так называемый MMSI.
• Статус судна: на якоре (At anchor), на ходу (Underway), лишено возможности управляться (Not under command) и т.д.
• Регистрационный номер IMO – уникальный номер судна, состоящий из 7 цифр и остающийся неизменным, пока судно зарегистрировано в регистре данной страны.
• Позывной судна (Callsign), уникальная комбинация латинских цифр и букв, присваиваемая судну в момент регистрации в судовом регистре, например , 9FGCV.
• Имя судна.
• Тип судна: грузовое (Cargo), пассажирское (Passenger), танкер (Tanker) и т.д.
• Длина, ширина, осадка судна в метрах.
• Порт назначения.
• Ожидаемое время прибытия в порт назначения по Гринвичу (ETA).
Динамический блок информации поступает в передатчик АИС от судовых датчиков и приборов и содержит:
• Скорость судна относительно грунта в узлах.
• Скорость поворота судна: влево или вправо в градусах в минуту.
• Курс судна.
• Координаты судна.
• Время по Гринвичу.
Существуют два класса АИС. АИС класса А обеспечивает надежную передачу сообщений о своем судне другим судам с системой АИС благодаря особому, гарантирующему доставку пакетов информации, протоколу. По требованиям IMO все новые грузовые суда валовой вместимостью более 300 регистровых тонн и любые пассажирские суда должны иметь на борту АИС класса А.
На любительские суда устанавливают АИС класса В – они гарантируют, что вы получите информацию от приемника класса А, но не обещают, что другое судно «услышит» вас – только если на вас останется свободное место в протоколе передачи.
Принципиальное различие данных, полученных от АИС и от радара, следующее: радар показывает то, что он «видит», а АИС – то, что ему «скажут» датчики другого судна. Тем не менее, это очень полезная дополнительная система безопасности судового трафика, особенно если информация от АИС выводится на единый экран картплоттера.