Развернутый глоссарий яхтенных терминов
Человек за бортом под парусами (MOB under Sail)
Оказаться за бортом – самое неприятное, что может случиться с человеком в море. Поэтому процедуру подбора человека за бортом (Man Overboard, MOB) следует отрабатывать до полного автоматизма. Порядок действий при падении человека за борт:
• Следует громко сообщить экипажу о произошедшем: «Человек за бортом!» («Man overboard!»), бросить за борт любое плавающее средство, которое поможет выпавшему держаться на воде, и включить двигатель.
• Член экипажа, увидевший падение, должен неотрывно следить за выпавшим за борт и показывать в его сторону вытянутой рукой.
• Капитан должен организовать выполнение действий:
- нажать на электронном картплоттере кнопку «MOB»;
- на 16 УКВ канале подать сигнал бедствия – «Mayday» - «человек за бортом»;
- подготовить снасти для подъема человека на борт. Простейшим решением является подготовка швартового конца с завязанным беседочным узлом.
• Остановить яхту можно только против ветра. Поэтому рулевому, каким бы курсом ни шла яхта, следует сразу увалиться до галфвинда или бакштага – это быстрейший безопасный курс для спуска под ветер.
• Ни в коем случае не следует выполнять поворот фордевинд. В стрессовой ситуации это может привести к непредсказуемым последствиям.
• Пройдя бакштагом около 5-6 корпусов лодки, следует привестись и сделать поворот оверштаг, после чего опять увалиться до бакштага или галфвинда, уже на другом галсе.
• Далее нужно приближаться к выпавшему за борт таким образом, чтобы яхта оказалась ниже него по ветру на курсе галфвинд примерно в 2-х корпусах лодки.
• Когда выпавший окажется на траверзе яхты, следует полностью потравить шкоты и обезветрить паруса, чтобы яхта успела затормозиться.
• Переложить штурвал на ветер и по инерции подойти к выпавшему за борт с наветренной от него стороны, закрыв его от ветра. Если вы подойдете с подветренной стороны, яхту немедленно развернет ветром и маневр придется начинать сначала.
• Поднять человека на борт без специальных приспособлений можно только с кормы, используя трап – если кокпит яхты открыт в корму. При подъеме через борт придется использовать свободные фалы или гика-шкот.
Весь маневр занимает около 2-х минут. Перед морской практикой мы очень рекомендуем потренировать его в уме, как в одну, так и в другую сторону.