Развернутый глоссарий яхтенных терминов
Рангоут, такелаж, паруса (Spars, Rigging, Sails)
Рангоутом (Spars) называются деревянные, металлические или углепластиковые части, служащие для несения парусов: мачта, краспицы, гик, гафель, бушприт.
Стоячим такелажем (Standing Rigging) называют снасти, служащие для фиксации и поддержания рангоута в рабочем положении. Само название этой части такелажа говорит о том, что он не используется для оперативного управления лодкой. К стоячему такелажу относятся:
• Ванты - не дают мачте наклоняться в стороны.
• Форштаг - не дает мачте упасть назад.
• Ахтерштаг - не дает мачте упасть вперед.
• Бакштаги - если у яхты не один задний штаг, а два, они называются бакштагами.
К бегучему такелажу (Running Rigging) относятся снасти, с помощью которых осуществляется оперативное управление парусами:
• Фал – с помощью фалов, проведенных через блоки на верхушке – топе – мачты, паруса поднимают на мачту: стаксель – стаксель-фалом, грот – грота-фалом.
• Шкот – с помощью шкотов мы управляем парусами в горизонтальном направлении – выставляем угол атаки, регулируем величину пуза и частично твист. Стаксель управляется двумя шкотами – правым и левым, одновременно работает только один – подветренный шкот. Грот управляется одним шкотом, который, в отличие от стакселя, привязывается не к парусу, а к гику. Отсюда его название – гика-шкот.
• Оттяжки – на круизной яхте, как правило, присутствует только одна оттяжка – оттяжка гика. Оттяжка гика нужна для сохранения формы (твиста) паруса при хождении полными курсами, близкими к фордевинду. На этих курсах гика-шкот сильно потравлен и почти не тянет парус вниз. Подниматься вверх и портить форму паруса гику не дает именно гик-оттяжка.
• Топенант. Гик одним своим концом - пяткой - крепится к мачте с помощью вертлюга – шарнира, позволяющего гику вращаться в любой плоскости. Топенант, проведенный через блок на верхушке мачты и привязанный к другому концу гика - ноку - просто не дает гику упасть вниз при убранном парусе (гроте).
Кромки парусов называют передней, задней и нижней шкаторинами, каждый угол паруса именуется по названию той снасти, которая к нему привязана: галсовый, фаловый и шкотовый. Грот для придания ему хорошей аэродинамической формы может быть снабжен вшитыми углепластиковыми латами. Для взятия рифов грот снабжается риф-шкентелями, проходящими через заднюю (а иногда и переднюю) шкаторину грота сквозь специальные люверсы – риф-кренгельсы.