Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Отчеты о яхтенных путешествиях


Жить настоящим

Жить настоящим

10.09.2010

Автор статьи: Михаил Федюшин

«Становись, становись» раздается команда.
Это требует море – скорей становись моряком».

В.С. Высоцкий

Более ста лет назад занятия спортом перестали иметь функциональное назначение. Большинству современных людей не нужно накачивать мышцы, чтобы победить зверя на охоте или противника в бою. Нам редко приходится перетаскивать тяжести или быстро бегать, разве что когда надо поднять сумку с картошкой на девятый этаж без лифта или успеть на уходящий автобус. Но осталась жажда соперничества, жажда победы, жажда адреналина.

И именно спорт стал источником утоления этой жажды. Но спорт бывает разный. Играя в футбол, вы боретесь с соперником, вы стремитесь победить другого человека. Если вы получаете травму или вам просто надоело гонять мяч по полю, всегда можно отойти за бровку, снять бутсы и расслабиться. И пусть дальше игра идет без вас, шоу все равно будет продолжаться, а вы сможете наблюдать за происходящим со стороны. В конце концов, это - просто игра.

Но если вы вышли в море на яхте, у вас нет возможности выйти из игры, причем в буквальном смысле. Что бы ни случилось на борту, как бы вам не было страшно, вы обязаны дойти до берега. У вас просто нет других вариантов! Сделать это или погибнуть – именно так порой стоит вопрос. Потому что вашим партнером в этой игре является стихия, которую нельзя упросить быть поласковее и бесполезно умолять о пощаде.

Поэтому умные люди вступают в борьбу со стихией тщательно подготовленными. Они стремятся к победе над ней. Мудрые этого не делают никогда. Потому что они знают – победить стихию невозможно, ибо она изначально сильнее. Они знают – стихию надо уважать и, по мере возможности, использовать в своих целях. Стихию надо чувствовать, с ней надо сливаться всем телом и душой. И когда наступает этот момент, когда вы становитесь частью морской стихии, а стихию начинаете воспринимать как часть самого себя, вот тогда можно посмотреть вокруг и увидеть, что вы в море не одни. Вокруг вас полно таких же ненормальных, готовых променять уютный дачный домик и возню на грядках на бесконечное путешествие по волнам своей мечты. Вы увидите сотни фанатиков, готовых всю зиму грезить о морях-океанах, всю весну ремонтировать, шкурить и красить свои уже далеко не новые лодки, гордо именуемые «яхтами». И все это порой ради единственного выхода на воду в сезон. Ибо для них это не «образ жизни», это – сама жизнь.

Жизнь, в которой нет места фальши, разгильдяйству и необязательности. Где данное слово надо держать любой ценой. Где надо не только принимать решения, но и нести за них ответственность. Жизнь, которая быстро расставляет все и всех по своим местам. Жизнь, в которой по большому счету не важно, кто вы: капитан, рулевой или матрос. Главное, чтобы вы были профессионалом, чтобы вы были «настоящим».

И мечта у вас должна быть настоящая. Такая, чтобы за нее не было стыдно перед своими друзьями и детьми. Чтобы ступив первый раз на палубу яхты, вы понимали, что сделали первый шаг по длинной дороге, которая в конце концов приведет вас на вершину. Неважно, что будет вашей вершиной: успешный поход по небольшому водохранилищу в выходной день, победа в «Bavaria Cup» или кругосветной парусной гонке «Volvo Ocean Race». Главное, чтобы это было то, о чем вы с гордостью будете рассказывать своим внукам.

Рано или поздно наступит момент, когда вы решите, что освоили все премудрости управления парусной яхтой, что вам сам черт не брат. Вы уже знаете, что со стихией спорить бесполезно, но дух соперничества требует победить хоть кого-нибудь. И вот тогда наступает пора выходить на старт парусных гонок. Но помните: выйдя на дистанцию, вы обязаны стремиться к победе над соперниками, потому что гонки - это не игра. Это спорт.     

А парусный спорт – это жизнь. Настоящая.

Итак, о гонках. Точнее о парусных гонках. Одна моя знакомая, узнав, что я занимаюсь парусным спортом, как-то сказала: «О! Это так романтично! Сидишь в шезлонге на палубе, в руке бокал с мартини, а вокруг тебя матросы бегают!».

Бедная барышня, она не знала, что парусный спорт – это сбитые в кровь руки, вода со всех сторон, слепящее солнце, от которого к вечеру болят глаза, качка, выворачивающая наизнанку твои внутренности, и огромная физическая усталость от постоянных скачек по кокпиту и палубе. «К повороту оверштаг», «подветренный стаксель-шкот травить», «пошел поворот», «стаксель-шкот добрать! Добрать, я сказал!». И через несколько минут опять все сначала. Это если гоняться на крейсерской яхте. А на легком швертботе! Все то же самое, только в несколько раз быстрее. Порой  сам себе напоминаешь обезьяну, скачущую по веткам. Одна работа на трапеции чего стоит!

И тем не менее, никогда не испытывал большего кайфа, чем от участия в парусных гонках!

В парусной гонке даже скорость чувствуется по-другому. Для яхты 5-6 узлов – это хороший ход. А ведь это всего 10 километров в час! На автомобиле вы этой скорости даже не заметите. А на яхте поверхность воды проносится рядом, за кормой пенистый след, каждая волна норовит запрыгнуть на палубу и окатить тебя с ног до головы. Такое впечатление, что несешься как сумасшедший. А с берега кажется, что яхты ползут, как черепахи. И ничего не происходит. После старта все пошли не к большому желтому бую, который надо обогнуть, а в разные стороны. Кто впереди, кто сзади – не поймешь. Это называется «лавировка». Ведь яхта не может идти прямо против ветра. Поэтому приходится ходить «галсами», пытаясь поймать тот шквалик, который не достанется твоим соперникам.

На «острых» курсах многое зависит от настройки лодки. Эта целая наука, а порой и искусство. От наклона мачты, набивки всевозможных оттяжек зависит форма паруса и то, как этот парус будет работать. Поэтому в парусном спорте роль тренера, в которой как правило выступают опытные и заслуженные гонщики, сводится в первую очередь к тому, чтобы научить неофита правильной настройке лодки.          

Но вот мы успешно обогнули большой желтый буй (при этом постаравшись не зацепить его ничем, ибо в этом случае нам пришлось бы делать штрафные повороты) и легли на полный курс к следующему знаку. Постепенно все участники гонки вытянулись в одну линию и становится понятно: кто первый, а кто последний. Все засуетились, тащат на нос какие-то мешки, цепляют какие-то веревки («фалы» и «брасы»). Много громких криков, резких телодвижений, и вот из этих мешков начинают подниматься на мачту огромные полотнища. Наполняясь ветром, они становятся похожими на парашюты, положенные набок. Это «спинакеры». Скорости резко возрастают – ведь под спинакером площадь парусов увеличивается чуть ли не вдвое!

А со стороны кажется, что опять ничего не происходит: лодки идут друг за другом, никто никого не обгоняет и не отстает. Какая же это гонка? Но все не так просто. Вот одна из яхт начала резко «приводиться», стараясь закрыть идущих впереди от попутного ветра. Это «лувинг» – один из тактических приемов, используемых в гонках. Начинается борьба нервов, в которой победа достанется тому, кто проявит больше выдержки и сможет выжать из своей красавицы-яхты максимум скорости.

Здесь уместна аналогия с автомобильной «Формулой 1». Там тоже большую часть времени машинки носятся по кругу друг за другом. И тоже вроде бы ничего не происходит. Но тем не менее,  к финишу всегда кто-то приходит первым.        

А ведь кроме гонок «вокруг буйков» есть еще и крейсерские гонки, когда яхты уходят в море на несколько дней, а иногда и недель. Самая «крутая» крейсерская гонка – это легендарная «Volvo Ocean Race». Несколько 70-ти футовых яхт с экипажем всего из одиннадцати человек уходят в кругосветную гонку в мировой океан на восемь месяцев, проходя за это время более 33 000 морских миль. Благодаря современным технологиям за ними наблюдают по телевизору до 2-х миллиардов (!) человек в режиме реального времени. 

Кто из нас не зачитывался в детстве романами Жюля Верна? Кто не боролся с океанскими волнами вместе с пятнадцатилетним капитаном Диком Сэндом, кто вместе с детьми капитана Гранта не лазил на реи? Вряд ли найдется в России мужчина, рожденный в 60-е, 70-е годы прошлого столетия, который хоть иногда не мечтал бы о морских приключениях. С возрастом мечты меняются. Чаще всего они приземляются, становятся более реальными и прозаическими: отремонтировать квартиру, купить новую машину. Не говоря уж о смутных 90-х, когда большинству из нас пришлось думать о том, как заработать на хлеб насущный.

Но в жизни каждого человека наступает момент, когда он понимает, что если он не сделает чего-то сейчас, он не сделает это уже никогда!

Именно Вера в то, что мы сможем преодолеть все преграды на своем пути, вселяет в нас Надежду на успех. А Любовь? Любовь – это то чувство, которое невозможно описать словами! Оставим эту стезю поэтам и лучше еще раз процитируем Владимира Высоцкого:

«… По горячим следам мореходов живых и экранных,
Что пробили нам курс через рифы, туманы и льды,
Мы под парусом белым идем с океаном на равных
Лишь в упряжке ветров – не терзая винтами воды.
Впереди – чудеса неземные!
А земле, чтобы ждать веселей,
Будем честно мы слать позывные –
Эту вечную дань кораблей.»