Отчеты о яхтенных путешествиях
О яхтенном путешествии на Кубу. Часть 2. Ударим автопробегом
Мозговым центром экспедиции было принято решение не заказывать банальный трансфер, а арендовать автомобили и проехаться по центральной части страны и по дороге посетить два знаковых места: Санта-Клару и Тринидад. Первое знаменито своим революционным прошлым - именно Санта-Клару будит легендарный Че Гевара в песне Hasta Siempre, там же покоится и его прах, перевезенный из Боливии. Тринидад, город-музей, основанный в 1514 году конкистадором Диего Веласкесом, включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако чтобы ехать, нужны автомобили. В принципе, с арендой на Кубе все хорошо, но с некотороми особенностями. Первая - ничего невозможно забронировать заранее, максимум - "позвоните накануне". Особенность вторая, касающаяся всех покупок на Кубе - кредитные карты банков, тесно связанных с США, не принимаются. Третья - машина предоставляется с полным баком, оплата топлива производится отдельно и только за наличные, сдвать машину можно с любым количеством топлива - остаток не компенсируется. И последнее, с чем мы столкнулись, - невозможность забронировать машины меньше, чем на три дня. Следует также иметь в виду, что чаевые очень приветствуются, и если намекнуть заранее о возможности чаевых, иногда ситуацию можно разрешить в нужную сторону. Самая распространенная компания по аренде машин, имеющая много отделений по стране, - "Rex". В аренду предлагаются неплохие корейские, немецкие, итальянские автомобили, во всяком случае у нас никаких технических проблем с машинами не возникло.
Вырвавшись из Гаваны и оказавшись на трассе A1, после московских пробок испытываем настоящий шок от автострады - практически пустая трехполосная дорога, по которой движутся главным образом древние представители нашего автопрома и американские автомобили 60-х годов. Все нещадно чадят, не обходится и без казусов - в 100 метрах перед нами у "шевроле" отваливается и скачет по дороге карданный вал. На развязках под мостами - скопления голосующих людей, довольно далеко выходящих на дорогу., - междугороднее автобусное сообщение отсутствует, всем государственным машинам предписано брать попутчиков. Старательно объезжая голосующих - наши машины доверху наполнены нами и багажом - довольно быстро добираемся до Санта-Клары. На въезде - пустынный революционный мемориал Че Гевары.
Мемориал Че Гевары
На въезде в Санта-Клару к автомобилям тут же привязываются с десяток велосипедистов, предлагая свои услуги по сопровождению в городе. В результате один добивается своего. Припарковаться в центре практически нереально, к машинам тут же прилипают по неколько человек и что-то настойчиво просят. Выходить из машины решительно не хочется, наш велогид долго возит нас по прилегающим улицам, наконец, паркуемся на очередной подозрительной улочке, где расположен дружественный нашему проводнику маленький ресторанчик. Неплохая база для остановки - автомобили под присмотром, обед заказан и готовится (традиционно очень долго), экспедиционная группа с фотоаппаратами выдвигается в город. Проявляется еще одна характерная особенность современной Кубы - абсолютная пошарпанность, почти разруха подавляющего большинства фасадов зданий и очень чистое и опрятное внутреннее содержание, будь то частное жилище или какое-то заведение.
На балконе ресторанчика в Санта-Кларе
В том же ресторанчике, внутри
После вылазки в город и обеда-ужина уже в темноте отправляемся из Санта-Клары в Тринидад, хозяева ресторанчика смотрят на нас с некоторым недоумением - куда это мы на ночь глядя. Плутаем по местным дорогам и к ночи добираемся до заранее забронированного симпатичного отельчика в нескольких километрах от Тринидада - нужно немного переварить полученные за день впечатления и отдохнуть.
Санта-Клара. Велорикша с антикрылом
Продолжение следует.