Отчеты о яхтенных путешествиях
Регата-квест на Сейшелах. "Coco de Mer. Неотправленное письмо Ивана Крузенштерна"
В парусной регате-квесте на сейшельских островах приняли участие 14 катамаранов с экипажами из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
Успешному проведению регаты очень поспособствовало сотрудничество с сейшельской компанией-производителем рома Takamaka Bay, - ребята очень помогли нам с организацией церемоний открытия и закрытия и пляжной вечеринки. Мы им искренне благодарны и с удовольствием приводим еще раз логотип компании:
На Сейшельских островах, расположенных примерно на 4 градусе южной широты, круглый год достаточно ровный климат с температурой воздуха и воды около 27 градусов, и тот, кто здесь оказывается, понимает - лучшее, что можно здесь делать, это неспешно прогуливаться под парусом, загорать, купаться с лодки или на великолепных песчаных пляжах и сноркелить у фантастических маленьких островков.
Возможности местных чартерных компаний довольно ограничены, собрать большой флот монотипов практически невозможно, поэтому основной упор был сделан не на парусные соревнования, а на отдых и приключения - решение головоломок и поиск артефактов:
Тем не менее, парусные соревнования тоже были проведены. Одно из них, классическую гонку вокруг острова Курьез выиграл экипаж Максима Смирнова.
Другое парусное соревнование мы проводили впервые - морское сражение двух флотов. Командующим флота "Красных" был назначен Дмитрий Карпов, флотом "Синих" руководил Сергей Шипицын. Бой на прекрасном 15-ти узловом ветре получился зрелищным, динамичным и очень азартным. С минимальным преимуществом победу одержал флот Сергея Шипицына.
По результатам проведенных парусных соревнований и решения квеста были подведены итоги регаты. Поздравляем всех участников приключений, все большие молодцы, но особенно хочется выделить победителей:
Первое место - экипаж Максима Смирнова.
Второе место - экипаж Вадима Косарева.
Третье место - экипаж Сергея Шипицына.
В конце этого небольшого отчета мы хотим оставить на память участникам общую концепцию нашей приключенческой регаты.
Концепция регаты
В первый раз представители нашей яхтенной школы оказались на Сейшелах в конце февраля - начале марта прошлого года. Естественно, перед тем, как отправиться в путешествие, мы поинтересовались историей Сейшел и выяснили, что в впервые сейшельский остров Маэ нанесли на карту португальцы после того, как здесь в 1502 году прошел Васко да Гама.
В то время архипелаг был необитаем. В течение следующих более чем двух столетий Сейшельские острова были лишь пристанищем для пиратов.
Первыми из европейцев на архипелаг высадились англичане: в 1609 его подробно обследовала и описала экспедиция капитана Шарпея. А вот первые постоянные поселения на островах Маэ и Праслен основали французы, которые с 1756 года стали создавать там плантации корицы, гвоздики и ванили. Именно тогда острова, по одной из версий, получили название по имени министра финансов Франции — Моро де Сешелля.
В 1794 году активные действия по захвату Сейшельских островов начала Британия, и в 1814 году, согласно Парижскому договору, Сейшельские острова почти на два века официально стали британскими владениями.
Такова очень коротко изложенная ранняя история Сейшел. Из этой исторической справки мы видим, что основную роль в истории Сейшел сыграли португальцы, французы и англичане. Ну, понятно, что о русских ни слова.
Теперь о фактах. Факт номер один. С первой нашей небольшой экспедицией чуть больше года назад произошел такой забавный эпизод. Как-то прогуливаясь по Виктории, ребята увидели мужчину ну очень уж русской внешности, и обратились к нему по-русски. Человек засмущался и что-то ответил по-французски, понятно, обознались, потом рассказали в офисе школы просто как анекдот.
Факт номер два, на первый взгляд, не имеющий к Сейшелам никакого отношения. Мы у себя на сайте периодически публикуем исторические статьи о великих географических открытиях и знаменитых мореплавателях. Естественно, мы не могли пройти мимо первого русского кругосветного путешествия и его руководителя Ивана Федоровича Крузенштерна.
Итак, Иван Крузенштерн: начальник первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Нева» и «Надежда», один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, член-корреспондент и почетный член Петербургской Академии наук, член-учредитель Русского географического общества. При подготовке статьи мы стали искать источники информации об Иване Федоровиче и выяснили, что об Адаме Йоханне фон Крузенштерне, а именно так звучит настоящее, шведское имя Ивана Федоровича, написано много, однако наиболее полная, обстоятельная история его жизни, принадлежит перу Эверта фон Крузенштьерна, «правнучатого» племянника Ивана Федоровича Крузенштерна, правнука его родного брата и близкого друга Карла Фридриха. Книга Эверта фон Крузенштьерна о своем двоюродном прадеде – первое наиболее полное, научно документированное, и вместе с тем доступное по форме и увлекательное по стилю изложения жизнеописание знаменитого мореплавателя и ученого.
Что же мы узнали из этой книги? Известно, что Крузенштерн не вел дневников и не писал мемуаров, поэтому здесь возрастает роль биографических источников в форме дневников или воспоминаний современников, а также значимость переписки. Именно эти исторические свидетельства и оказались рассеянными в нескольких странах по архивам, библиотекам и частным собраниям, что сделало их весьма труднодоступными.
И что же с письмами? Cудьба переписки Крузенштерна оказалась особенно драматичной. В 1911 г. графиня Софи фон Рюдигер, внучка Адама Йоханна фон Крузенштерна, распорядилась о продаже доставшегося ей по наследству имения деда в Эстонии. Речь шла о замке Асс, в котором графиня сама никогда не бывала, и поэтому она не могла себе представить, сколь бесценные рукописи хранятся там и каков объем этого наследия. Так случилось непоправимое. Говорили, что грузчики, вынося из проданного замка мебель, утопали по щиколотку в наваленных повсюду грудах исписанных листков. Когда родственники спохватились, кое-что собрать им удалось, но большая часть материалов оказалась утраченной навсегда, уцелело немногое. Здесь хранились, в частности, целые собрания писем, и не только делового или научного характера. Очень интересной и содержательной могла бы оказаться повседневная корреспонденция от брата Карла Фридриха. Надо сказать, что Адам (Иван) был восьмым, самым младшим ребенком в семье, а с братом Карлом они были погодками и были очень дружны на протяжении всей своей жизни и постоянно переписывались. Другая часть этого эпистолярного наследия – письма Адама Йоханна к брату, – к сожалению, также почти не сохранилась.
Та часть переписки братьев, что все-таки сохранилась, ныне находится в архиве небольшого частного музея в шведском городе Кальмар, и заведует этим музеем одна из представительниц всего многочисленного рода фон Крузенов, госпожа Улла Персон. Госпожа Улла ведет активную деятельность по поиску любой информации о многочисленном семействе всех фон Крузенов, и, безусловно, о самом знаменитом ее представителе – Адаме Йохане – Иване Федоровиче.
Мы не будем, конечно, сейчас рассказывать всю биографию Ивана Крузенштерна, и расскажем только о том, что нам показалось наиболее интересным, и о чем всегда упоминают лишь вскользь, – о периоде 1793 по 1796 год, о котором говорят как о времени стажировки Крузенштерна в английском флоте. В 1793 году 19–летний Иван Крузенштерн, уже участвовавший в 4-х морских сражениях со шведами и уже произведенный в лейтенанты, кстати, вместе с Юрием Лисянским – будущим капитаном второго шлюпа кругосветной экспедиции, на борту английского корабля «Fanny of London» отправился в Англию. Вот что пишет об этом периоде жизни Крузенштерна Эверт фон Крузенштерн в своей книге: «В 1794 г. на фрегате «Тетис» под командованием капитана Кохрейна он отправился в Северную Америку. Задачей английских моряков, которые в любых морских просторах чувствовали себя полными хозяевами, была охота по всему Восточному побережью Северной Америки за французскими торговыми судами и, конечно, военными кораблями сопровождения. Учитывая очевидные профранцузские и откровенно антибританские настроения в Соединенных Штатах, дело это не только считалось славным, но было и довольно прибыльным.
У берегов Канады корабль сел на мель и требовал основательного ремонта. Это обстоятельство предоставило Крузенштерну некоторую свободу, которой он и воспользовался, чтобы познакомиться с Соединенными штатами. Он отправился в Нью-Йорк, а затем в Филадельфию, тогдашнюю столицу, где был принят первым президентом Соединенных Штатов.
Джордж Вашингтон даже предложил молодому офицеру принять участие в создании американского военного и торгового флота. Но тут надо сказать о двух мыслях, которые непрестанно одолевали Крузенштерна, это мечта о кругосветном плавании и мысль о необходимости установления торговых отношений России со странами Юго-Восточной Азии. И поскольку предложение Вашингтона не было непосредственно сопряжено с возможностью продолжить плавание в Юго-Восточную Азию, а именно туда больше всего стремился Крузенштерн, оно его не заинтересовало, и он отказался.
12 сентября 1796 г. Крузенштерн и Лисянский вернулись на фрегате «Cleopatra» в Англию, а 16 марта 1797 г. на линкоре «Reasonable», которому предстояло сопровождать восемь судов Ост-индской компании, Крузенштерн отплыл из Англии в Южную Африку в надежде найти какую-то возможность направиться оттуда дальше, в сторону Юго-Восточной Азии.
Ему повезло, он нашел судно, отправлявшееся в Калькутту. Правда, Лисянский и еще один его товарищ, Баскаков, которые первоначально тоже собирались отправиться туда вместе с ним, отказались от своего намерения и пытались отговорить Крузенштерна: фрегат «Вазу» («Птица»), кстати, захваченный англичанами у французов, имел репутацию судна не очень надежного. Но Крузенштерн был тверд в намерении использовать малейшую возможность для достижения поставленной им задачи.
До цели своего путешествия – Мадраса и затем Калькутты, несмотря на встреченный по пути тропический шторм – «Вазу» все-таки добрался, но, как выяснилось затем в ремонтном доке, добрался лишь по благосклонности судьбы. В корпусе судна обнаружилась огромная пробоина, из которой торчала каменная глыба, практически перекрывавшая воду. Если бы во время плавания этот камень выпал из корабельной стенки, судно за считанные минуты ушло бы под воду. Трудно в это поверить, но свидетелем невероятной истории была вся Калькутта.
Кроме того, на борту «Вазу» был обнаружен необычно большой груз знаменитых ценных плодов Coco de Mer, которые капитан судна намеревался продать в Калькутте». Конец цитаты.
Итак, факт номер два: на английском фрегате «Вазу» Крузенштерн совершил рейс из Кейптауна до Калькутты, и, очевидно, рейс этот был непростым. И хотя первоначально плоды Coco de Mer находили в основном у Мальдивских островов и у восточного побережья Африки, но в небольших количествах, а Эверт фон Крузенштерн пишет, что на этот раз груз был «необычно большим».
Все это дало нам основания полагать, что Иван Крузенштерн мог быть на Сейшельских островах в 1797-1798 годах, в разгар борьбы англичан и французов за Сейшельские острова.
Дальше – больше. Факт номер три. Известно, что у Крузенштерна были две страсти: к физкультуре, – он ежедневно не меньше получаса упражнялся с гирями, и к математическим головоломкам, решением и составлением которых он занимался во время длительных морских переходов и которыми регулярно делился в своей переписке с братом Карлом. В архиве Уллы Персон сохранилось письмо Крузенштерна к брату, отправленное из Калькутты и датированное 1798 годом, содержащее, в том числе, 6 головоломок без решения. Учитывая дату написания этого письма и место его отправления, можно сделать вывод, что это письмо вполне может иметь какое-то отношение и к плаванию Крузенштерна из Кейптауна в Калькутту.
Уважаемые дамы и господа, фактов более чем достаточно. Мы решили, что целью нашей следующей, уже более многочисленной и подготовленной экспедиции будет поиск возможных следов пребывания Ивана Крузенштерна на Сейшельских островах. И единственным источником информации для нас, по сути, является нерасшифрованное письмо Ивана Федоровича к брату Карлу.