Отчеты о яхтенных путешествиях
Не так страшен черт, или хождение за пять морей
Олег Рогов
Совершил я тут очередное обучение-доставку яхты из Словении (Порторож) в Россию (Севастополь) и решил написать, как все это происходило. Красоты морских закатов и рассветов и великолепие мест, где мы останавливались, расписывать не буду, ибо не поэт, да и много про это уже написано. Как настраивать паруса и преодолевать волну и ветер тут вы тоже не узнаете. А вот как проходить пограничные и таможенные формальности, – это, думаю, многим будет интересно.
На универсальность рецепта не претендую, так как об облегчении предстоящих испытаний мы позаботились заранее. То есть: флаг – российский, владелец – на борту, и он же назначен капитаном.
Без бумажки мы, сами знаете, что. Стало быть, главное – подготовить документы.
1. Свидетельство о регистрации судна. Если оно под российским флагом, то лучше заранее озаботиться нотариально заверенным переводом судового билета на английский язык. Отдельная проблема с регистрационным номером. Все дело в том, что в нем используются буквы русского алфавита, а транслитерация тут не поможет.
2. Страховка. Если вы застраховали свою лодку в российской страховой компании, то позаботьтесь о том, чтобы договор был не только на русском, но и на английском языке.
3. Шкиперская лицензия. Гораздо проще будет, если это что-то широко распознаваемое, например, IYT, или RYA, или ICC. С бумажкой рулевого какого-нибудь класса без единого английского слова будет гораздо сложнее, - мало кто знает за границей, что это такое.
4. Загранпаспорта всех членов экипажа с действующими визами.
5. Судовая роль.
Словения
Пиран
Наш путь начинался в Словении. Выходили мы из Порторожа, но там нет соответствующих служб, так что прошли две мили до порта Пиран, где полиция и таможня. Встаем на таможенный причал, что справа от входа в марину, и идем в круглое здание, где сидит полиция. Прямо у входа - окошечко с полицейским, которому и говорим, что хотим покинуть эту гостеприимную страну и пойти в Черногорию. Он спрашивает судовую роль (крю-лист), а о ней мы как-то и позабыли. Это не проблема, так как тут же нам вручают бланк, который тут же и заполняем. Судовая роль с паспортами исчезает в окошечке, оформляется в полиции, паспорта получают штампы о выезде из страны, потом все перекочевывает в окошечко напротив, и нами занимается таможня в лице строгой девушки. Она подходит к лодке, сверяет серийный номер корпуса, заставляет предъявить спасательные средства - жилеты и плот. И через полчаса мы свободны и можем идти.
Черногория
Зеленика
Долго ли, коротко, но прошли Словению и Хорватию, и вот мы в Черногории. Из лоции узнаем, что оформиться там можно в местечке Зеленика, что почти напротив входа в Которский залив. С помощью лоции, навионикса и природной сообразительности распознаем таможенный причал и швартуемся к нему. Пришли уже на закате и сомневались, а сможем ли мы оформиться сегодня. Полицейский, встретивший нас на причале, успокоил и направил к харбор-мастеру, показав пальцем домик на набережной, куда нам нужно идти. Пройдя метров двести по набережной, обнаружили домик, увитый зеленью и несущий признаки присутствия в нем портовых служб, то есть герб, надпись и якорь. Там нас встретил вежливый молодой человек в форме, который выписал нам транзит-лог (за лодочку в 33 фута вышло 60 евро), выдал красные наклейки, которые нужно налепить на корпус с обоих бортов (не можем оторвать до сих пор), и флаг Черногории. И направил нас обратно в будочку с полицейскими, которая стоит на причале, где нам проставили штампы в паспорта о прибытии в Черногорию. На этом мы с ними попрощались и ушли в марину.
Бар
Выход из Черногории решили оформлять в городе Бар, так как это было удобно по маршруту. Переночевали в марине и поутру в день выхода пошли оформляться. Выходим из марины и идем в порт в то место, где швартуются паромы у местного морвокзала. Швартуемся рядом со спасательным буксиром, берем документы и идем в полицию с таможней, которые находятся с левого торца здания морвокзала, если смотреть на него с причала. Отдаем документы полицейскому, сообщаем, что хотим уйти из Черногории в Грецию и ждем минут пятнадцать. Нам возвращают наши документы и паспорта с отметками о выходе из страны. Все, мы свободны. На этом же причале находятся магазины дьюти-фри, в которые вам никто не мешает зайти, буде есть какая надобность.
Греция
Корфу (Керкира)
В качестве порта входа в Грецию выбрали остров Корфу, на котором, согласно лоции и навиониксу, в Гувия марине есть все необходимые нам службы, то есть пограничники и таможня, и их офис специально заточен для обслуживания яхт. Зашли в марину, встали и пошли искать. Реальность оказалась суровее, чем лоция, - этот офис сократили, его больше нет. Нашли порт-полицию, где девушка оформила нам судовую роль и направила в город Корфу на морвокзал. Взяли такси и поехали. Там обратились к сотрудникам на спецконтроле, они проводили нас в таможенную зону, где приветливая женщина по имени Фотония (она объяснила, что по-русски это звучит как Света) с помощью здоровенного детинушки-помощника оформила нам транзит-лог и объяснила, как пройти к пограничникам, чтобы поставить штампы в паспорта. Пришли на паспортный контроль, а там никого. Совсем никого. Только эхо от наших попыток позвать кого-нибудь. Вернулись к таможенникам, они нашли нам живого пограничника, правда в гражданской одежде, что не помешало ему поставить нам печати в паспорта. Вернулись в марину и в порт-полиции сделали отметку в транзит-логе о том, что мы были на Корфу (в Греции нужно на каждой стоянке искать порт-полицию и ставить в транзит-лог отметку). Ура! Теперь мы находимся в Греции совершенно официально.
Коринфский канал
Тут все просто. Если идем с запада на восток, то подходим и ждем, когда откроют проход. Как открыли, так и проходим, пропуская перед собой те суда, которые больше нашего. На восточной стороне на выходе швартуемся и идем в башню платить за проход. Ну а если с востока на запад, то сначала швартуемся и платим, а потом проходим. В очередной раз Коринфский канал подтвердил, что он является самым дорогим в мире в пересчете на милю. За наши 33 фута взяли 127 евро.
Лимнос
Выходить из Греции решили через остров Лимнос, как самый близкий к Дарданеллам. Встали в городке Мирина, где, как говорит лоция, есть все, что нам нужно. Идем в здание, которое находится у левой оконечности набережной, если смотреть на нее с воды. Поднимаемся на второй этаж и сдаем документы с паспортами и транзит-логом сотрудникам за стойкой, объясняя, что в Греции, конечно, все чудесно, но нам пора в Турцию. Нас оформляют и сообщают, что пограничника сейчас нет, так что за своими паспортами мы можем зайти часиков в 7 вечера. Почему-то мы не удивились (мы же в Греции), впрочем, торопиться было некуда, так что пошли пообедать и вздремнуть перед дорогой. Подкрепившись и поспав, в 1900 зашли за паспортами и получили их уже со штампами о выходе из Греции. Можем идти.
Турция
Чанаккале
Пришли в Турцию, а точнее, в Чанаккале, который, если верить лоции (а не верить оснований нет), является портом входа. О порядке оформления в Чанаккале лоция говорит лаконично: «Марина стафф». Что ж, заходим в марину и находим «стафф». Лоция не обманула. «Стафф» действительно вам поможет, выступив в качестве вашего агента всего за 200 долларов. Солидный турецкий дядя взял наши документы, сел на мопед и умчался, вздымая пыль. Вскоре он вернулся с транзит-логом, и мы принялись ждать пограничника, который должен был прибыть в марину (у него тут есть свой офис) и проштамповать нам паспорта. Через часик появилась симпатичная пограничница и быстро завершила все наши формальности. Мы в Турции.
Стамбул
Выходить из Турции решили через Стамбул. Да и как иначе, если нам в Чёрное море надо? Встали в марине Фенербахче. Довольно грязненькое место, много водорослей. И все бы ничего, если бы до офиса марины не нужно было идти чуть не милю по жаре, и не адское зловоние, которым ветер регулярно и надолго накрывает марину. Ну да речь не об этом. Время начинало поджимать, и поэтому решили не откладывать дело в долгий ящик и оформляться. В лоции написано все то же – «марина стафф». Но потом идет еще целый абзац, который говорит, что гораздо лучше и БЫСТРЕЕ будет вернуться в Чанаккале, оформить выход там и потом пройти Стамбул транзитом, чем оформляться через агента в Стамбуле. Про возможность самостоятельного оформления там не сказано ничего. Насколько Род Хейкель был прав, мы узнали позже и на собственных граблях.
Пришли в офис марины и попросили помощи в оформлении. Нам сразу же объяснили, где находится офис компании, оказывающей такие услуги. Офис оказался закрыт, - воскресенье. Решили зайти в понедельник. В понедельник в 9 утра в этом офисе оказалась единственная сотрудница, которая совершенно не знала английского. Пошли опять в офис марины. В этот раз на месте оказался начальник марины, который проникся нашими проблемами и пообещал помочь, сообщив, что его друг занимается оформлением, но на месте этот друг будет только после обеда. Когда пришли после обеда, то нас познакомили с двумя вежливыми турками, которые с ноутбуками сидели на веранде своего офиса за высокими столиками, взятыми из близлежащего кафе. Ребята бодро объяснили, что всего за 400 долларов они оформят нас прямо сегодня. Потом сделали несколько звонков и сказали, что сегодня не получится (кого-то нет на месте), но завтра мы сможем стартовать в первой половине дня. Нас это устраивало, и, расставшись с документами и деньгами, в хорошем настроении мы ушли обедать. Наутро, сильно после завтрака, раздался звонок, и нам сообщили, что через час нам принесут документы. Мы радостно начали готовиться к отходу.
Прошел час, потом еще один, потом еще, и мы решили узнать, что происходит. Позвонили. Спросили. В ответ нам заявили, что не было какого-то начальника, но уже все в порядке, и через 15 минут мы будем с документами. Мы воспряли духом, но… рано мы это сделали. Ни через 15 минут, ни через три часа ничего не произошло, а после шести вечера турок перестал брать трубку. Почти то же самое повторилось на следующий день с абсолютно тем же результатом. На утро среды мы, сидя в кафе с вайфаем, уже искали телефон консульства, - ни документов на лодку, ни паспортов у нас нет, - и подсчитывали, на сколько времени нам хватит денег, чтобы тут жить. Однако у экипажа оставался еще серьезный запас пофигизма, так что горячиться не стали и опять проторенной тропой пошли в уже знакомый офис агентов. Приходим и видим, что на привычном месте этих ухарей нет. Зашли в офис, и нам навстречу буквально выскочил незнакомый турок и протянул наши документы, объясняя на никаком английском, что он приносил их нам на лодку, а нас там не было и т.д. и т.п. Все ясно. Ухари решили не показываться, чтобы мы не потребовали денег обратно, и оставили нам в жертву этого молодого турка. Жертву мы не тронули и, проверив документы, рванули на лодку. Наконец-то выходим.
Россия
Севастополь
Естественно, перед походом я пытался найти в интернете хоть что-нибудь о процедуре захода на яхте на родину, так как сам подобным опытом не обладал. Но ничего внятного не обнаружил, а те описания, что были, сильно отличались от моего случая иностранным флагом и при этом российским владельцем или еще чем. Обсуждения этой темы в мордокниге привели меня к мысли, что из обсуждающих никто этого самостоятельно тоже не делал, но очень многие считают своим долгом плюнуть в сторону наших пограничных порядков. У меня был случай сильно упрощенный - и флаг российский, и владелец на борту, и он - гражданин России. Опять-таки, у меня сильно развит здоровый пофигизм. Ну не верил я, что что-то страшное меня ждет на границе родины.
Вот уже виден Херсонесский маяк, Чёрное море позади. Все время, что подходили, постоянно слышали на 16 канале пограничников с позывным «Берег-61», которые бдительно отслеживали каждое судно у берега (так нам казалось) и требовали доклада, кто и куда идет. Сформулировали ответы, все приготовились, берег родины все ближе, а никто нас не запрашивает. Обидно, да? Летим такие красивые под генакером, и никому до нас нет дела. Ну ладно, мы не гордые, мы и сами запросим, потому как с чего-то начинать надо. Связались, объяснили, кто мы и откуда, и нам сообщили, что по вопросам захода в порт нужно связываться на 14 канале с Севастополь-трафик-контролем. Связались. Узнав что мы еще только у Херсонесского маяка, Севастополь-трафик-контроль попросил с ним связаться, когда будем в 2 милях от входа в Севастопольскую бухту. Приободрились, идем дальше. Темнеет.
В назначенной точке связываемся опять и, ответив на вопросы о флаге и максимальной длине, слышим в ответ, что Севастополь-трафик-контроль против входа не возражает. Воодушевились было, но тут в эфир выходит «Берег-62» и строгим женским голосом сообщает, что добро на вход в порт не дает. И отправляет нас на 384-ю якорную стоянку. Ну что же, спорить с властью, да еще и ночью, не резон. Находим на карте место стоянки и с облегчением обнаруживаем, что в одном уголочке этой стоянки глубины позволяют нам встать на якорь. Бросаем якорь, распределяем якорную вахту, погода хорошая, стоим. Утром, около девяти часов, к нам подъезжает товарищ на катере с надписью "Береговая охрана", задает несколько вопросов и говорит, что, наверное, скоро досмотровая бригада к нам подъедет. Прождав час, решили потеребить пограничников. Связались с «Берегом-62» и спросили: «Доколе?»
- А вы заявку подавали?
- Да. Вчера как пришли в 2300, так и заявили о желании все оформить.
- Сейчас посмотрю… Вашей заявки нет. Свяжитесь на 14 канале с Севастополь-трафик-надзор.
- Спасибо, сейчас свяжемся… Севастополь-трафик-надзор, Севастополь-трафик-надзор, это парусно-моторное судно «…», прием.
А в ответ - тишина. В итоге связались опять с Севастополь-трафик-контроль, пожаловались, что Севастополь-трафик-надзор нам не отвечает, и получили номер телефона этого самого надзора. В процессе телефонного разговора выяснилось, что заявку для прохождения всех погранично-таможенных формальностей мы должны подать ПИСЬМЕННО или, в крайнем случае, по факсу. В общем, без агента не обойтись.
Телефоны нескольких агентов нам тоже предоставили. Созвонились с агентом, и наконец-то все стало хорошо. Несмотря на то, что была суббота, человек нами занялся. Все необходимые бумаги написал, подал куда необходимо, и через часа полтора нам дали добро на вход, сообщили номер причала, куда вставать для досмотра, и подробнейшим образом объяснили, как этот причал найти. Причал, конечно, не годился для швартовки нашей маленькой лодочки, так как рассчитан под суда гораздо более серьезные, поэтому прижались к борту буксира, который гостеприимно принял наши швартовы.
Досмотровая команда нас уже ждала, и все формальности были завершены при деятельной помощи агента буквально за полчаса. Штамп в паспорте стоит. Мы на родине.