Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Учебные материалы по навигации


Построение счислимой позиции с учетом внешних факторов (Estimated Position, EP)

Построение счислимой позиции с учетом внешних факторов (Estimated Position, EP)

27.02.2011

Когда ветер и/или течение начинают оказывать существенное влияние на движение лодки, для определения своего предположительного местоположения следует использовать другую технику – построение счислимой позиции с учетом внешних факторов (ветра и течения).

Первый фактор, который мы будем учитывать, это ветер (Wind). Любое судно, не обязательно парусное, обладает некоторой парусностью корпуса, что неизбежно приводит к его дрейфу под ветер (Leeway). В зависимости от силы ветра значение ветрового дрейфа может находиться в пределах от 0 до 10°. Практически дрейф под ветер можно оценить с помощью ручного компаса-пеленгатора – дрейф будет равен отклонению кильватерного следа от диаметральной плоскости яхты.

Кроме цифровой величины дрейфа в градусах нам понадобится еще направление ветра (Wind Direction), которое выражается с помощью розы ветров. Нужно помнить, что северный ветер – это ветер, который дует с севера, и, естественно, такой ветер будет сносить вашу яхту на юг.

При учете дрейфа под ветер обратите внимание на то, будет ли ветер увеличивать или уменьшать значение курса вашей лодки. Например, если ветер северный и яхта идет на восток, то дрейф под ветер приведет к увеличению значения курса, и при решении задачи нужно будет прибавить значение дрейфа к истинному курсу яхты. Если  при том же северном ветре яхта идет на запад, то ветер будет уменьшать значение курса, значит, величину дрейфа из величины курса надо уже вычитать.

Второй внешний фактор, течение (Current), характеризуется двумя параметрами – направлением (Set) и скоростью (Drift). Направление течения выражается в градусах и полностью аналогично истинному курсу судна, скорость измеряется в узлах. Течения могут быть постоянными, и тогда они отмечены на карте, и приливно-отливными, тогда направление и скорость следует брать из приливных атласов, где эти параметры течений указаны на каждый час пути.

Порядок решения задачи построения счислимой позиции с учетом внешних факторов следующий:

• Сначала мы откладываем вектор движения нашей яхты с учетом сноса под ветер (не забывая предварительно перевести компасный курс в истинный). По сути, это наш путь относительно воды, на карте он обозначается одной стрелкой. Соответствующий курс называется курсом относительно воды (Course Through Water, CTW), скорость движения – скоростью относительно воды (Speed Through Water, STW), именно эту скорость показывает лаг.

• Из полученной точки откладываем вектор течения (Current Vector), обозначаем его тремя стрелками в направлении течения.

• Результирующий вектор является нашим путем относительно грунта, его мы отмечаем двумя стрелками. Соответствующий курс называется курсом относительно грунта (Course Over Ground, COG). Скорость относительно грунта (Speed Over Ground) нам показывает GPS.

Построение счислимой позиции с учетом внешних факторов. Яхтенная школа АМС

Международным символом, обозначающим EP, является треугольник.

Узнать больше о яхтенных курсах и получить консультацию можно по телефону: +7 (495) 649-40-90. Отправьте свой запрос на обучение с помощью формы онлайн заявки, представленной ниже.


Подать заявку
Сообщение
Отправить