Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Учебные материалы по навигации


Наблюдаемая позиция (Position Fix). Пеленг (Bearing)

Наблюдаемая позиция (Position Fix). Пеленг (Bearing)

20.02.2011

С помощью счисления мы делали вполне логичные, но все же только предположения о нашем текущем местоположении. Очевидными недостатками этих предположений являются погрешности: рулевой неточно держит курс, скорость движения лодки не является постоянной, само измерение скорости производится с погрешностью (колесико лага, по скорости вращения которого мы измеряем скорость лодки, часто обрастает ракушками, поэтому очень часто лаг занижает скорость и мы оказываемся намного ближе к опасности, чем предполагаем), скорость течения на карте и в атласах является усредненной. Опытные яхтсмены советуют считать местоположение, полученное путем счисления, не точкой, а окружностью с центром в DR или EP, радиус которой составляет 10% от пройденного расстояния.

Относительно точно свое положение в море можно определить как с помощью GPS, так и с помощью различных внешних ориентиров. Полученное с помощью таких наблюдений положение называют наблюдаемой позицией (Position Fix).

Из курса геометрии нам известно, что точку на плоскости (карте) можно однозначно определить с помощью пересечения двух линий (не обязательно прямых). В навигации такие линии называют линиями положения или линиями позиции (Line Of Position, LOP). Давайте рассмотрим различные линии позиции и соответствующие методы определения наблюдаемой позиции.

Пеленг (Bearing)

В виду береговой линии наиболее употребительной и универсальной линией позиции является пеленг (Bearing). Пеленг – это направление на объект, измеренное с помощью, например, ручного компаса-пеленгатора. Легко видеть, что мы можем находиться только на линии измеренного пеленга – левее или правее линии пеленг попросту будет другим.

Напомним, что компас-пеленгатор - магнитный прибор, поэтому прежде чем выполнять построения на карте, необходимо перевести полученное значение магнитного пеленга в  истинное, то есть учесть магнитное склонение. Для построения пеленга необходимо напротив 0 на Бретон-плоттере установить значение истинного пеленга, расположить плоттер так, чтобы стрелка направления на плоттере указывала на интересующий нас объект, и уже не вращая диск перемещать плоттер целиком так, чтобы север диска плоттера показывал на север карты и одновременно край плоттера касался объекта. На конце нарисованной линии со стороны наблюдателя ставится стрелка, указывающая, что эта линия позиции получена именно с помощью измерения пеленга.

Для определения своего положения нам необходима еще как минимум одна линия позиции, например, второй пеленг. Полученная наблюдаемая позиция обводится кружком, рядом указывается время проведения измерений.

Напомним, что магнитное склонение в приводимых примерах составляет 4°E:

Пеленг. Яхтенная школа АМС

Можно определить свое положение и по трем пеленгам. Из-за погрешности измерений три линии пеленгов вряд ли пересекутся в одной точке, при пересечении пеленги образуют так называемый треугольник неопределенности (Cocked Hat). Если рядом с полученной позицией на карте находится какая-то опасность, мы принимаем за наше текущее местоположение точку в полученном треугольнике, расположенную максимально близко к этой опасности (это следствие одного из основных правил хорошей морской практики – все сомнения трактовать в худшую для себя сторону и всегда считать, что мы находимся максимально близко к опасности). В противном случае за местоположение принимаем геометрический центр треугольника:

Позиция по трем пеленгам. Яхтенная школа АМС

Если есть выбор, старайтесь брать два пеленга так, чтобы угол между ними был близок к 90°. Это опять-таки связано с тем, что на самом деле мы проводим измерения с некоторыми погрешностями. При одной и той же погрешности измерений, например, ±5°, в случае перпендикулярных пеленгов мы определим свое положение гораздо точнее:

Погрешности взятия пеленгов. Яхтенная школа АМС

 

Если вы не останавливаете яхту для проведения наблюдений, есть смысл первым взять тот пеленг, который почти не изменяется – в направлении диаметральной плоскости, а уже потом быстро меняющийся пеленг в направлении, близком к траверзу.

Узнать больше о яхтенных курсах и получить консультацию можно по телефону: +7 (495) 649-40-90. Отправьте свой запрос на обучение с помощью формы онлайн заявки, представленной ниже.


Подать заявку
Сообщение
Отправить