Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Статьи о яхтинге


Скорость выхода парусной яхты на ветер и настройка основных парусов

Скорость выхода парусной яхты на ветер и настройка основных парусов

09.02.2012

Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

Пусть пункт нашего назначения находится прямо против ветра. Тогда мы вынуждены будем двигаться к нему зигзагами, или, как говорят яхтсмены, в лавировку (Tacking) – сменными галсами. Важно понимать, что чем острее яхта идет к ветру, тем меньше полезная составляющая подъемной силы паруса – сила тяги, тем меньше скорость яхты. В какой-то момент (для средней круизной лодки угол вымпельного ветра к ДП – менее 35-40°) паруса вовсе потеряют подъемную силу.  Если мы идем не так круто к ветру, лодка пойдет быстрее. Поэтому при движении яхты против ветра мы всегда вынуждены искать компромисс между абсолютной скоростью яхты и остротой ее хода, или, иными словами, между абсолютной скоростью яхты и скоростью выхода на ветер (Velocity Made Good, VMG):

Скорость выхода на ветер и настройка парусов. Яхтенная школа АМС. Учебные материалы


В первом случае яхта идет максимально остро, но скорость ее невелика. В третьем случае яхта идет максимально быстро, но не в ту сторону. Необходимый компромисс между скоростью и остротой хода, дающий максимальную скорость выхода на ветер, достигается во втором случае.

Если на грани остроты у вас возникают сомнения, то разрешать их надо в пользу скорости: сначала скорость, потом острота хода.

Это правило помогает усвоить правильный порядок настройки парусов по колдунчикам: после того, как вы выставили паруса под углом примерно в половину вымпельного ветра, травите стаксель-шкот до тех пор, пока горизонтально не встанет подветренный колдунчик – это обеспечит максимальное пузо,а следовательно, и максимальную тягу, и максимальную скорость лодки. Наиболее частая ошибка начинающих - именно "перебитые", неоправданно плоские паруса, особенно в слабый ветер. Помните, что наиболее эффективно паруса работают на грани заполаскивания. Англичане даже придумали специальную поговорку: «If in doubt let out» - «Если сомневаешься – отпусти (стаксель- или  гика-шкот)».

После этого потихоньку добирайте стаксель-шкот, пока горизонтально не встанет наветренный колдунчик – это обеспечит остроту хода. Скорость важнее остроты – поэтому вполне допустимо, если наветренный колдунчик будет периодически вздрагивать и подниматься вертикально.

После настройки стакселя аналогичным образом настройте грот: травите гика-шкот до заполаскивания грота и потом осторожно добирайте, пока колдунчики на гроте не заструятся горизонтально.