Статьи о яхтинге
Маневрирование на моторной яхте с двумя валами или на парусном катамаране под двигателями на малом ходу
Владимир Ватрунин
Управление моторной яхтой с двумя валами или парусным катамараном под двигателями на большой скорости не представляет никаких сложностей, - выставляем обоим двигателям одинаковые обороты и рулевым колесом направляем лодку туда, куда нам надо.
Другое дело - швартовка. Тут по вполне понятным причинам гнать нельзя, а использовать рулевое колесо практически невозможно, поскольку на большинстве любительских лодок перо руля имеет малую площадь, и при низких скоростях движения перо руля крайне неэффективно (а при движении задним ходом, когда поток воды от винта на перо руля вообще не попадает, лодка не рулится вовсе). Поэтому при швартовке или движении яхты на малых скоростях нужно выставить рули вдоль диаметральной плоскости, забыть о рулевом колесе и дальше управлять яхтой только при помощи двигателей.
Чтобы научиться уверенно маневрировать двигателями на малом ходу, вы должны очень четко представлять себе, как поведет себя яхта при тех или иных положениях рукояток газа/реверса обоих двигателей. Для этого нужно держать в голове всего лишь несколько основных принципов.
1. Центр вращения яхты
Помним, что в воде трения нет, при поворотах яхты корма не повторяет траекторию носа и наоборот. Для моторной яхты центр вращения будет находиться примерно там, где вы сидите, управляя лодкой. При движении яхты нужно контролировать не только траекторию центра вращения, но и отклонения носа и кормы вправо или влево от этой траектории.
2. Расположение винта относительно диаметральной плоскости и заброс кормы
Винты на яхте имеют разное вращение, правый - правое, левый - левое. При одинаковых оборотах двигателей и одинаковой передаче (оба винта вперед или оба назад) винты компенсируют заброс друг друга. Но поскольку сплошь и рядом мы будем пользоваться одновременно только одним двигателем или двумя двигателями враздрай, то избавиться от заброса кормы мы не можем, более того, мы должны его использовать. Правый винт при движении вперед потащит корму вправо, а нос влево, а при движении назад - корму влево, а нос вправо. Для левого винта все наоборот.
3. Инерция
Не будем забывать об инерции. Яхта не остановится сразу после того, как вы поставите двигатель на нейтраль, она будет продолжать вращаться или двигаться вперед, поэтому убирайте газ заранее, добавляя его только при необходимости довернуться или дойти до нужной точки. Всегда двигайтесь с минимальной скоростью, достаточной для противодействия ветру и течению.
Вооружившись этими основными положениями, можно понять и освоить базовые маневры:
Обе рукоятки вперед - движемся вперед
Обе рукоятки назад - движемся назад
Поворачиваем налево. Корма отклоняется вправо
Поворачиваем направо. Корма отклоняется влево
Задним ходом поворчиваем налево. Нос отклоняется вправо
Задним ходом поворачиваем направо. Нос отклоняется влево
Разворот почти на месте против часовой стрелки. Почти - потому что на переднем ходу винт работает эффективнее, чем на заднем. При одинаковых оборотах двигателей тот винт, что работает на реверс, менее эффективен
Разворот почти на месте по часовой стрелке
Правило большого пальца
Существует отличная мнемоника, позволяющая начинающему шкиперу быстро сообразить, как поведет себя яхта при том или ином положении рукояток. Положите обе руки на рукоятки и оттопырьте большие пальцы в стороны. Тогда большой палец на рукоятке двигателя покажет, что и куда потащит этот двигатель, например:
Правый двигатель тащит корму назад влево
Левый двигатель тащит нос вперед вправо
Левый двигатель тащит корму назад вправо, правый двигатель тащит нос вперед влево. Результат - разворот на месте против часовой стрелки