Отчеты о яхтенных путешествиях
Переход Тенерифе - Куба
С 2-го ноября 2019 по 10-е января 2020 года инструкторы и курсанты Яхтенной школы АМС совершили трансатлантическое путешествие с острова Тенерифе до острова Куба. Переход был осуществлен на чартерной парусной яхте Jeanneau 519 "Alboran Champagne".
Основной нашей задачей являлось пересечение Атлантики и присвоенение квалификации Капитан яхты без ограничения района плавания - Yachtmaster Ocean IYT - курсантам Яхтенной школы АМС.
Собственно в пересечении Атлантики по маршруту Тенерифе - Кабо-Верде - Мартиника участвовали два инструктора, Владимир Ватрунин и Олег Рогов, и четыре курсанта школы: Максим Гоголев, Владислав Кулагин, Дмитрий Егоров и Евгений Резников:
Ремонт и подготовка яхты к переходу в марине Радазул (перечень недостатков состоял из более чем 30 пунктов, на второй день сотрудники чартерной компании стали явно прятаться от Олега Рогова, нашего старпома в этом путешествии), закупка провизии и пресной воды, заправка лодки дополнительным топливом в канистрах заняли четыре дня, 7-го ноября экипаж отправился на Кабо-Верде, на остров Сал:
Пожалуй, по погодным условиям это была самая некомфортная часть всего перехода, ветер преимущественно семь баллов с соответствующей волной, зато летели достаточно быстро, 12-го ноября утром, через пять суток после старта, мы уже были в местечке Палмейра на острове Сал:
Не успели мы зайти в бухту Палмейры, нас уже встречал перелетевший туда с Тенерифе Руссо Оливейра, уроженец Кабо-Верде и сотрудник Alboran Charter, в задачу которого входила забота о нашей лодке и экипаже на острове Сал:
В том, что касается местной жизни и достопримечательностей, Руссо оказался невероятно гостеприимным и заботливым, показал и рассказал нам все, что можно было показать на этом небольшом выжженном клочке земли, бесплатно предоставил минибас с водителем и устроил нам экскурсию в красивый туристический оазис - городок Санта-Мария с прекрасным пляжем:
Абсолютным гастрономическим открытием для нас стал маленький красный групер ("гаропа"), шикарно приготовленный в лучшей таверне Палмейры - Эспланаде Роттердам:
Ни до, ни после в этом путешествии нам нигде не удалось попробовать такой же прекрасной рыбы. В этой жизни вы можете пропустить что угодно, но не гаропу в Роттердаме!
Что касается мелких недочетов, обнаруженных на лодке на первом этапе, тут Руссо гораздо больше обещал, чем делал, и в итоге ремонтом занимался в основном тот же Олег Рогов. 13-го ноября ближе к вечеру мы отправились в Минделу, второй по величине город на Кабо-Верде, расположенный на острове Сан-Висенте.
В принципе, в Минделу мы могли и не заходить, но, во-первых, это по дороге, во-вторых, там, в отличие от Палмейры, где можно стоять только на буе, прекрасная марина со всеми удобствами, это отличный комфортабельный хаб для всех яхтсменов, пересекающих океан, и в-третьих, там находился сошедший с трансатлантической гонки по причине поломки киля Алекс Томсон со своей яхтой Hugo Boss, очень уж хотелось вживую посмотреть и на знаменитого гонщика, и на его новейший аппарат.
Если честно, довольно чистая и ухоженная Минделу понравилась нам несколько меньше, чем пыльная, но очень гостеприимная Палмейра. Там, возможно, благодаря Руссо, все было как-то вкусно и по-домашнему, здесь же мы все-таки чувствовали себя гостями.
Один совет, - если пересекаете Атлантику через Кабо-Верде, особенно не рассчитывайте пополнить здесь запасы продуктов, на эту тему тут все достаточно скромно, никаких особенных разносолов нет. Нам, например, не удалось здесь купить обыкновенного (обыкновенного для нас, конечно) черного чая.
Увидеть Hugo Boss нам так и не довелось, к моменту нашего прихода в марину яхта уже была где-то в доках, искать ее там времени не было. Долив в бак совсем немного топлива (дизель на заправке в марине стоит не особенно дорого, меньше одного евро за литр), 15 ноября утром мы отправились на Мартинику.
Судя по яхтенным тусовкам в социальных сетях, люди четко делятся на две части: уже ходившие через океан и только собирающиеся это сделать. Собирающиеся обычно задают много вопросов - а что, а как, а сколько, на что уже ходившие отправляют смайлики и советуют собрать экипаж из заядлых преферансистов. Надо сказать, что в этом много правды, долгие переходы - занятие своеобразное, свободного времени много, и главное здесь - совместимость членов экипажа. В этот раз нам ничто не угрожало, все ребята были давно знакомы и неоднократно в разных комбинациях ходили друг с другом в море. Кроме всего прочего, это был учебный переход, практика Yachtmaster Ocean IYT, а у нас на практике, как говорится, особенно не забалуешь. Однако в этот раз никакие строгости были не нужны, атмосфера на лодке была просто отличная.
Чем же мы занимали себя две недели по дороге от Кабо-Верде до Мартиники? По большей части простыми и незатейливыми делами.
Во-первых, естественно, навигация. Понятно, что шли с пассатом, поэтому маршрут тут весьма незатейливый, главное - следить за усилениями/ослаблениями и заходами/отходами ветра. Для получения прогнозов погоды использовали спутниковый комплект IridiumGo. Поскольку переход был учебным, обязательным пунктом программы были астронавигационные наблюдения.
Так как членов экипажа было предостаточно, была принята система вахт 3 (вахта) - 3 (подвахта) - 6 (отдых, свободное время).
Вторая забота - регулярное трехразовое питание. С этим у нас тоже все было в порядке, причем это была не просто еда, а, я бы сказал, питание даже с некоторыми изысками, во многом благодаря невероятному энтузиазму Макса Гоголева и его весьма необходимой в таком переходе способности готовить практически на любой волне. Кроме того, Макс обеспечил переход запасами сала и домашней горчицы - очень неплохое дополнение к обычному рациону.
Понятно, что остаться в океане без рыбы довольно сложно, рыбалка - неизбежное развлечение в океане, главные трофеи - тунцы и махи-махи:
Единственная особенность нашей рыбалки - использование в качестве приманки кусочка обычного шкертика (подробнее можно посмотреть здесь):
Своеобразное купание на яхте в морской воде также было одним из коротких, но приятных обязательных ежедневных развлечений:
Есть такое подозрение, что через океан ходят люди не чуждые романтики, поэтому созерцание океанских красот, в основном рассветов и закатов - тоже было частью программы:
В свободное от вахты время, а это 18 часов минус время на сон, скажем прямо, довольно много, было просмотрено достаточно большое количество фильмов, сериалов, и прочитано приличное количество книг.
Рутинная связь с берегом по разумной цене тоже была обеспечена, для отправки и получения смс-сообщений на борту были два Garmin inReach.
Переход наш не был спортивным, поэтому последние два дня пути, когда скорость ветра упала до 8-10 узлов, и по генеральному курсу пассат дул строго в корму, мы использовали остатки топлива для движения под мотором, и 29 ноября утром, ровно через две недели после выхода из Минделу, трансатлантическая часть нашего перехода закончилась, мы благополучно прибыли на Мартинику:
После Мартиники экипаж нашей "Шампани" несколько раз менялся, мы пропутешествовали практически по всем Малым Антильским островам вплоть до Британских Виргинских островов, зашли в Доминиканскую Республику, где встретили Новый год и откуда уже одним шестидневным переходом добрались до Кубы, до Кайо-Ларго, а затем и до Сьенфуэгоса. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
В итоге все путешествие заняло 10 недель, мы посетили 11 стран, прошли около пяти тысяч морских миль, шестеро курсантов получили квалификацию Капитан яхты без ограничения района плавания - Yachtmaster Ocean IYT.
Фотографии, снятые в ходе путешествия, можно посмотреть в нашей фотогалерее.