Отчеты о яхтенных путешествиях
В поисках блуждающего острова
Автор: Александр Долинин. Фото: Сергей Богданов.
О, как же больно!
Ноги отказывались держать обессилевшую от боли Лето, дрожащими руками держащуюся за стволы стоящих рядом олив. Только что рождённый Аполлон лежал под одной из них, плача от голода, но мать не могла его покормить: сестра Аполлона никак не хотела появляться на свет из чрева матери.
Гера преследовала Лето с того самого момента, как узнала, что её муж, Зевс, изменил ей с этой пришлой титанидой, дочерью Кея и Фебы. Она запретила земной тверди дать Лето место для родов – пусть попробует родить в море! А чтобы Лето нигде не могла укрыться, пустила по следу своего верного дракона Пифона.
Как не рвал себе душу Зевс, но ссориться с женой – себе дороже, характер Геры он знал, как никто. Единственное, что он мог сделать для соблазнённой им Лето, это приказать Борею перенести свою возлюбленную на плавучий остров Делос.
Делос приютил исстрадавшуюся роженицу. И вот уже несколько дней возле олив, растущих у озерца, Лето мучилась схватками. Девочка никак не покидала её чрево…
И подруги-богини, собравшиеся на Делосе возле Лето, ничем не могли ей помочь. Помочь могла только Илифия – родовспомогательница, но Гера и ей запретила что-либо делать для своей соперницы.
Не в силах смотреть на страдания своей подруги, богини, зная страсть Илифии к хорошим вещам, собрали свои лучшие наряды и украшения и уговорили ту помочь Лето. Илифия подумала и посчитала, что стоило рискнуть, эта «дань» перевешивала возможный нагоняй от Геры. И тут же оказалась рядом с обессилевшей роженицей.
Артемида появилась на свет незамедлительно, здоровенькая и голосистая.
И вдруг остров потерял свою корабельную зыбкость. Он стал таким же незыблемым, как и острова, лежащие рядом, как вся остальная суша. Этот огромный кусок земли, вырванный со дна моря трезубцем Посейдона, Гера отняла у властителя морей.
Поздно. Близнецы уже родились.
Так (ну или почти так) и происходило это событие когда-то, давным-давно, в мифической Элладе. Поди теперь проверь. Миф – он и есть миф…
***
Январь. Парусный сезон закончился. Или наоборот – начался (только что сходили в Турцию на регату «Дед Мороз»). Тем не менее, надо думать, что делать весной. Где гоняться…
Размышления на тему весенних гонок привели к осознанию, что хочется просто отдохнуть и походить по морю в хорошей компании. Предложение от Володи Ватрунина пойти в Грецию на «приключенческое» мероприятие под названием «В поисках блуждающего острова» не застало меня врасплох. Согласие было молниеносным.
Правда, довольно скоро выяснилось, что «мероприятие», организуемое «Центром яхтенной подготовки «АМС», будет совершенно нормальной регатой, с
судейским судном, со стартами против ветра, с очками в соответствии с результатом. Прекрасно! Прогулки - прогулками, но без гонок – что это за отдых?
***
Капитан - я, Александр Долинин. Старпом - Володя Гансон. Пройденных морских миль в его логбуке - вдвое больше моего. Океанские мили - преобладают. Большой, сильный, невозмутимый. Почти столько же, сколько и я, прошла по морю моя Наталья. Сын Алексей имеет опыт существенно меньший, чем у Натальи. Был со мной на зарубежных регатах трижды. Шкот от браса отличить может легко.
Паша Исаев был обманом затащен в марте 2008 года отдохнуть на яхте в солнечной Хорватии. Учитывая, что сами хорваты говорят: «Бывает плохая погода, бывает очень плохая погода, а бывает - март», с солнцем было «не очень», «очень» было с ветром, дождём и даже снегом, экипаж лодки, на которой «отдыхали» такие же мореманы, как Паша, испытывал чрезвычайно тёплые чувства к экипажу «Сан Мартина», на котором тренировались зазвавшие их в Хорватию приятели. Впечатлений от того отдыха хватило Паше надолго, набраться новых впечатлений он решился только спустя три года.
Саша Жданов в том марте находился на «Сан Мартине», в экипаже с ненормальными, приехавшими тренировать постановку спинакера под снегом. Такая же трехлетняя пауза после той «тренировки» была абсолютно логичной. Умудрённый опытом, Саша решил больше в одиночку не рисковать, для компании привлёк свою Женю. Мудрое решение: если опять будет «не очень» - Женя поймёт, почему пауза была такой затянувшейся. Если же всё пройдёт удачно - мощный, двойной удар по семейному бюджету окажется вполне оправданным.
***
Получаем лодки в марине Alimos, что в афинском районе Каламаки. Марина большая, но построена так, что из всех благ, присущих маринам, как цивилизованному месту стоянки яхт, есть только вода, электричество и муринг, то бишь «мертвый якорь». До душевой и туалета надо пройти столько, что устанешь. Как следствие, вода в марине не отличается чистотой, мягко говоря, народ пользуется «удобствами», которые имеются на яхтах.
Пока бродим по марине в поисках нормального туалета, видим вымпелы «Регаты Кабестан», в которой должны участвовать несколько наших приятелей. Приятелей не находим, зато знакомимся с Юрием Фадеевым ака Starpomlom, руководителем этой яхт-школы. После короткого разговора и пожеланий друг другу успеха, расходимся.
Принимаем у Костаса, интеллигентного вида грека, нашего «Белого Рыцаря», иначе – “White Knight”. Это большая, крепкая яхта греческой постройки (Ocean Star 51.2), с белым корпусом, что естественно при таком названии. Паруса – удобные для чартера, закручивающиеся, но не очень удобные для гонок: грот с «серпом» по задней шкаторине вместо «горба», довольно растянутая генуя. Но лодка - в приличном состоянии, после ремонта. «Брюхо» чистое, не обросшее. Это хорошо. Страховой депозит в размере 2500 евро заблокирован на моей карточке, документы на лодку получены, можно хоть сейчас выходить, тем более что продукты закуплены и загружены на яхту. Правда после утомительного перелёта народ предпочитает остаться в марине и продолжить братание с экипажами соседних яхт.
***
Выйдя из марины, ставим паруса, изучаем их. Картина так себе: на полных курсах – более-менее, но вот для лавировки генуя не годится, если только её не зарифить «на первую полку»: задняя шкаторина генуи сантиметров на 30 заходит на ванты, и, что естественно, заворачивается. При длине штага метров 20 придётся терять на этом вынужденном «рифлении» 7-8 квадратных метров парусности. На сильном ветру – это благо, но вот на средних, а тем более, на слабых ветрах - проигрыш. Но поделать ничего нельзя.
Дойдя до мыса Сунион, заворачиваем в бухточку с западной стороны этого мыса. Отсюда открывается удивительный по красоте ракурс на храм Посейдона, точнее, на остатки этого Дойдя до мыса Сунион, заворачиваем в бухточку с западной стороны этого мыса. Отсюда открывается удивительный по красоте ракурс на храм Посейдона, точнее, на остатки этого древнегреческого архитектурного шедевра. Спускается «тузик», ценители архитектуры отправляются на нём на берег, часть оставшихся на яхтах - купается. Вода, впрочем, довольно холодная, градусов 17-18.
От мыса Сунион до марины Лаврио, где должна состояться церемония открытия регаты, меньше 6 миль. Но все равно, это почти час хода, а нам надо быть на месте в 17-00. Возвращаются наши экскурсанты, и в 16-10 мы поднимаем якорь.
Вечером всех нас ждал незабываемый вечер в гостеприимном ресторанчике рядом с мариной. Все переоделись в «регатное белое» - замечательные рубашки, розданные ещё до выезда в Грецию. Поскольку размеры рубашек были заранее согласованы, народ выглядел подтянуто-респектабельно. Организаторы рассказали программу предстоящей регаты, продемонстрировали дивной красоты кубки, за которые предстояло бороться, представили команды. Продолжалось и неформальное знакомство, тем более, что вино, или, как говорят греки, «красИ» было не в дефиците, как и цИпуро (местная виноградная водка).
Программа вечера завершилась в музыкальном баре, где гений-диджей крутил совершенно чумовую музыку, в том числе и свою собственную.
***
На родине праздник — 1-е мая. Завтрак и у нас — праздничный, с шампанским. Вчерашняя ночная дискотека вполне удалась.
От Лаврио до городка Каристос, что на острове Эвиа, в общем-то недалеко, меньше 30 миль. Ветер небольшой, северо-восточный, узлов 8-10. Стартуем в 12, против ветра. Гоняются 9 лодок, совершенно одинаковых Ocean Star 51.2, можно сказать, «one design». Ещё одна такая же, «Kalisto» — судейская. Вторая судейская (она же — учебная, «Roes») пошла ставить оттяжной знак, который надо обогнуть правым бортом. Ещё одна организаторская, «Perseus», под мотором пошла в Каристос, договариваться о стоянке и вечерней программе. Не гоняется и учебный «Orfeas», у них — своя программа.
«Зарифили» геную, стартуем. Стартовая линия чуть перекошена, выбираем выгодный конец, вскоре становится ясно, что идём слегка впереди всех. Очевидно первыми огибаемся, хоть и на приличном расстоянии от знака, - нет нужды к нему жаться, ветер отошел так, что надо просто идти вперёд, по заходам-отходам. Не прошло и часа — ветер начинает падать. Лодки, ушедшие под остров Макронисос, начинают «страдать». Впрочем, так же, как и те, что замешкались у «материка». В эфире звучит обращение к судьям: «Что нам делать? Яхты справа и слева нас обходят, а мы — стоим!» Сочувствуем...
Вырывается из плена безветрия только одна, «Lady Be Good”. Немногочисленный, но крепкий мужской экипаж активно работает на шкотах. «Леди» приближается к нам справа, но догнать не успевает. Не успевает потому, что гонка прекращается досрочно: ветер падает до 2-х узлов, скорость — почти до нуля. Шансы не успеть прийти на Эвиа до заката у второй половины флота были очень высоки, поэтому никто и не сопротивлялся решению судей.
Убираем паруса, двигаемся под дизелем на Каристос. Наталья занялась готовкой борща, уже хочется есть. Собственно, Первомай сегодня или нет?
Появляется ветер. С юго-востока. Ветер растёт, появляется волна. «Lady Be Good» на полных парусах, в галфвинд, с приличным креном, уходит вперед. А у нас — борщ. Кардан подвеса плиты не работает, поэтому продолжаем идти под мотором: борщ надо доварить. А потом, естественно, съесть.
К тому моменту, как мы, сытые, дошли до входа в бухту Каристос, флот на парусах нас почти догнал.
Вечером в ресторанчике на набережной праздник продолжился, но основное действо должно было произойти в очень модном, «гламурном» баре на пляже, в полукилометре от пирса.
Там было и выступление министра культуры и туризма острова Эвиа, и песня «Уноси свои ноги-ноги» в оригинальном исполнении, было наше награждение, были отличные коктейли, и был азартнейший конкурс-задание: надо было, пользуясь знанием международного свода сигналов, одному члену команды, «вооруженному» свистком, провести по лабиринту второго члена команды, у которого завязаны глаза. Задание-лабиринт каждая команда получала непосредственно перед стартом. Тут нам удача не улыбнулась. Время было неплохое, но — не лучшее.
Был, правда, шанс отыграться, хоть и в «незачетном» конкурсе, в котором опять же пара участников из каждой команды должны были составить «скульптурную композицию» также по индивидуальному заданию. Наша пара была, безусловно, хороша, но жюри выбрало другую композицию.
Любое интеллектуальное занятие хорошо, если заканчивается танцами. Так было и на этот раз. Особенно хороши были длинноногие красавицы-модели с «Персеуса».
***
Коктейлей на пляже было выпито немало. Впрочем, коктейлями вчера мы не ограничились.
Аппетит утром был не очень. Шкиперский митинг — короткий.
Опять пришел министр. Опять без охраны, без мигалок, в джинсах, опять началось «братание» на причале. Ненастоящий какой-то министр, несолидный, не чета нашим. Глаза умно-добрые, общается с удовольствием, фотографируется с нами.
На нашей лодке один баллон с газом — закончился. Странно. Всего-то борщ вчера сварили. Меняем в мини-супермаркете на полный.
Вадим с «Perseus» затеял устроить какую-то промо-акцию с местным министром: появились люди, увешанные аппаратурой, профессиональная кинокамера устанавливается на моле, защищающем бухту.
На Андрос, в местечко Батси, идти примерно 22 мили. Это при среднем ходе 5 узлов — 4,5 часа. Поэтому часов в 11 весь регатный флот, 13 лодок, выходят из бухты. Выходят красиво, с равными интервалами. Описав для киношников большой круг перед внешним молом, флот направляется в сторону Андроса.
Движки тарахтят на средних оборотах. Ветра пока нет, ждём... «Виндфайндер» обещал, что к середине дня будет немного дуть.
Под мотором идти скучно. Когда с приблизившегося к нам «Megas Alexandros» прилетела первая водяная «бомба» из воздушного шарика, наполненного водой, скука пропала. Начались погони, атаки, за отсутствием шариков в ход пошли «бомбы» из тонких пакетов, «капитошки». Развлеклись, одним словом.
После 12-и подходим к проливу между островами. На воде — рябь от появившегося южного ветра. В 13-20 дается старт. Двумя галсами выходим на верхний знак, первыми огибаем его левым бортом и идём к финишу. Идём не очень долго: пеленг на приближающийся огромный сухогруз не меняется, приходится его пропустить.
Ветер гуляет туда-сюда, градусов на 15. К моменту, когда финиш стал виден, ветер постепенно заходит к востоку. Неподалёку «бегут леди», в смысле - «Lady Be Good» поддавливают, но, на всякий случай, набирают запас по высоте. Вскоре мы это оценили: не вырезаемся мы на финиш, тем более что «финишный створ» — смещается! Потом оказалось, что с «Калисто» высаживали на островок фотографа, Сергея Богданова, поэтому они слегка замешкались с готовностью финишного створа.
Крутим пару лишних поворотов, тем не менее через 3 часа10 минут, прошедших со старта, успеваем финишировать первыми, опережая «Леди». Чертовски приятно!
Приходим в Батси (Mpatsion), уютную греческую деревню.
Начало мая — ещё не сезон для туристов и яхтсменов. Нас не очень ждали. Но заранее прибывший в Батси «Персеус», а точнее — капитан этой яхты Вадим, по совместительству занимающийся организацией швартовок, ресторанчиков, экскурсий, а также экипированием всего регатного люда в майки с эмблемой «Body Action», и что самое примечательное, украшением регаты с помощью почти десятка красавиц-моделей, путешествующих на «Персеусе» и одетых в разнообразные одёжки от «Body Action», договорился с владельцем одной (из двух) таверны о большом ужине.
Вечером в этой единственной работающей таверне (вторая не работала по причине отсутствия продуктов: без них «работающая» не смогла бы накормить нашу немаленькую толпу) народ смотрел на большом экране свежайшие фотографии из прошедшей гонки, капитаны лодок пытались жестами объяснить своим командам какое-то устойчивое морское понятие. Я умудрился изобразить «полный штиль», который был разгадан командой за 3 секунды, но мой результат не был лучшим: победителям понадобилось всего 2 с половиной секунды!
Второй конкурс, незачетный, прекратился досрочно, по причине внезапной гибели реквизита, то есть радиоуправляемого вертолёта, который надо было поднять в воздух и посадить в нужном месте. Третья посадка оказалась слишком жесткой. Ребятишки, которым не довелось «порулить» вертолётом, расстроились…
Мы, естественно, тоже, хотя и не было у нас в команде претендентов на участие в этом конкурсе, все – достаточно взрослые.
Тем не менее, день удался - мы получили второй комплект наград.
***
Утром — ранний брифинг, ранний выход. До Миконоса, куда лежит наш путь, 37 миль. Ветер сегодня есть, юго-восточный, хороший, узлов 15 обещают. Но, учитывая, что ветер дует строго «в морду», а некоторые лодки лавируются, мягко говоря, «не очень», решено дать короткую гонку, со стартом на южной оконечности острова Тинос, что лежит по пути.
Договорились, что время сбора всех лодок в месте старта — 14-00.
Пройти мимо Тиноса и не зайти в этот симпатичный городок, где находится знаменитая чудотворная икона Благовещения Богородицы, главная православная святыня Греции, — настоящее преступление. Заходим.
У городского пирса швартуются 9 наших. Концы принимает колоритный усатый грек, со свистком в зубах. Объясняет мне, что хорошо бы ему чем-то хорошим отплатить за его старания. Пара-тройка евро, скажем, или пачка сигарет вполне бы его порадовали.
Сигареты он взять успел и тут же исчез, поскольку на пирсе появились двое полицейских. Те тщательно переписали названия лодок, попросили собрать с них документы и пойти с ними в порт-полицию. Объяснять полицейским, что у нас нет времени на ожидание, что в два часа мы должны встретиться в море с другими яхтами, было бесполезно. Они уверяли, что эта процедура будет очень быстрой. Зная греческие привычки, мы вполне обоснованно сомневались.
Так и получилось: пришли в Тинос мы в половине первого, вышли — в начале четвёртого.
Зато, правда, многие успели дойти до монастыря, где находится Икона, помолиться, поставить свечи.
Вырвавшись из Тиноса, добираемся-таки до места старта.
Старт сегодня даёт учебная лодка, «Roes». У «Kalisto» было свое задание, они не могли ждать флот и ушли на Миконос еще с рассветом.
Ветерок разгулялся, устойчиво дует узлов 12-14. Меряем стартовую линию, настраиваемся.
Стартуем на правом галсе. И уже практически на стартовой линии, не сумев переубедить рулевого «Мегас Александроса», идущего левым галсом, что правый галс — главнее, получаем-таки якорем в левый борт нашего «Белого рыцаря». С удивлением и облегчением понимаем, что последствия не такие уж страшные, учитывая массу лодок. Однако, крепкие яхты делают греки!
Ветерок растёт, но на нашей скорости это не слишком сказывается. То ли мы расстроились сильно после коллизии на старте, то ли причина в чем-то другом.
Начинаем отставать от лидеров. Вперёд явно уходят «LadyBeGood» и «Hermes». Работа с парусами результатов не приносит. Лодка на крепком ветру (а временами на порывах анемометр показывал около 20 узлов истинного ветра) вела себя хуже, чем на слабом. Судя по всему, проблема была в настройке вант. Костас предупреждал, что ванты после большого зимнего ремонта — не настраивали.
Сейчас было не до вант. Шанс выйти вперед давали только правильные тактические решения. Отработка заходов-отходов ветра, контроль зон с хорошим ветром, избегание ветровых «луж», правильная откренка — вот наш ключ к успеху.
К финишу мы достали лидеров, «Lady Be Good» и «Hermes». И даже — прилично опередили.
«Hermes» подобрался к нам с юга, закрывая ветер. Ходов у него явно больше. Но наша позиция — не такая уж плохая, скорее — наоборот, правильная подветренная, то есть хоть и с подветра, но слегка впереди, за счет этого мы имеем более сильный вымпельный ветер.
Долго играть в эту игру мы, к сожалению, не можем. Надо валиться к судейскому судну, дав место для финиша «Гермесу». Оставляю ему безопасное пространство.
Финишная линия - перекошенная, то есть финишировать возле судейского судна гораздо выгоднее. Довернуть нос в сторону судейского — боюсь, нет уверенности, что команда «Гермеса» сумеет быстро среагировать на наш манёвр и добить паруса, ещё свежи воспоминания о контакте на старте. А «Гермес» накатывает, как курьерский, перекрывая ветер! С носа судейского судна нас фотографируют. В последнее мгновение делаю «кивок» носом в сторону финишной линии, и в тот же миг звучит сигнал туманного горна с судейского. Крики восторга с «Гермеса» - молодцы ребята! Мы тоже довольны.
***
Швартуемся в хронически недостроенной марине Миконос, у самого крайнего пирса, где нет мурингов, нет воды, традиционно нет электричества, нет даже асфальта, зато есть свободное место для всего нашего флота. Встречает, как обычно, Вадим.
Ещё раз изучаем раны на левом боку «Белого рыцаря». Нет, и вправду — крепкая лодка, только слегка ободран фальшборт, а на белом пластике царапина почти незаметна, да и трещина гелькоута тоже небольшая, работы — евро на 200. Поговорили с «Мегасом», пришли к пониманию.
Главный судья, Сергей Голофаст, объявил вердикт: фотофиниш не выявил победителя, носы обеих лодок пересекли линию одновременно. Сегодня победителей — двое. Прекрасный итог этой классной гонки!
***
На утреннем брифинге каждый из капитанов получил один большой листок бумаги с красиво отпечатанным текстом, и по две узеньких полосочки, вырезанных из фотографий.
Текст на большом листке был такой:
«О, путешественник! Мудрая книга
- спутник надёжный - тайну двух братьев хранит.
Меньший – свидетель божественной воли,
Лето великой давший на время приют.
Больший из братьев сокровище держит в секрете.
Бросивший якорь меж четырех островов –
С севера, юга, востока и запада –
Братьев увидит и путеводные знаки найдёт.»
На одной из фотополосок видно море и кусочек каменистой суши. На другой — камни на переднем плане, на заднем — традиционная греческая часовенка.
Прочтя заковыристый текст, команда, устроив мозговой штурм, быстро расшифровала, что под «мудрой книгой» подразумевался «Greek Waters Pilot» Рода Хейкеля, по-настоящему надёжный спутник яхтсмена. Книга есть на каждой греческой яхте, и именно её сейчас наверняка листают на всех яхтах регаты.
На страницах, посвященных Миконосу, напечатан фрагмент карты с четырьмя островами на нём. Rinia с запада, Delos –с востока, крохотный Mikro Remmatia – с севера, с юга -Megalo Remmatia. Между островами глубины небольшие, как раз для якорной стоянки. Вот они – братья. Megalo и Mikro, Больший и Меньший. Сокровище, стало быть, спрятано на Megalo Remmatia, это же настолько очевидно! Не слишком ли очевидно? Что-то больно просто...
С помощью водолаза (ну а как же в греческой марине, где нет мурингов, а на дне, как правило, протянуты кабели, канаты, тросы, сняться с якоря?) флот вышел из марины. По стартовому сигналу лодки, выстроившиеся в цепочку, рванули на юг, в сторону архипелага из 4-х островов.
Вот они, эти 4 острова, с четырёх сторон света. Вот она, часовенка.
На «тузик» десант высадился мгновенно, на берегу тоже оказался очень быстро, несмотря на сильный ветер, препятствовавший спокойной высадке. Спасжилеты на «десантниках» выглядели вполне уместно.
С «Каллисто» по радио предупредили, что на остров, на который мы высадились, доступ запрещён. Опа! Вот это пролёт! Значит, остров-то – не тот, это – не «Больший Брат». Тогда – какой же из островов?
Пока возвращали «десантников», пока лихорадочно пролистывался Хейкель, по радио разнёсся победный клич: «Марио» нашел клад!
Самое поразительное в истории поиска клада заключалось в том, что к сокровищу одновременно шли «искатели» с «Марио» и «Гермеса». Только вот посланцу «Гермеса» не помешали бы крылатые сандалии, «таларии». Его собственные сандалии ни к черту не годились, они порвались, как только он высадился на остров. Пока он искал способ подвязать подошву, его опередили.
Ветеран приключенческих регат, пятилетний Дим Димыч Карпов с «Марио» был счастлив. Огромный кожаный сундук, наполненный чудесными золотыми монетами, кубками, красивейшими черепками… Невероятно счастлив был и его папа, первым добравшийся до клада.
История умалчивает, какими словами Дима Новиков, капитан «Гермеса», поминал подведшие их сандалии...
Фанаты античности кинулись на Делос, любоваться развалинами. Ценители островного шопинга двинулись обратно, на Миконос.
Регата перевалила через свой «экватор». Собственно, поиск и находка «сокровища» и являлись центральной частью регаты. Но смыслом её, мне представляется, был кайф от общения между любителями паруса, от гонок, от моря, от греческой природы, греческой кухни, греческой архитектуры. И все мы только начинали погружаться в этот кайф!
***
Вечером нас ожидало ответственное мероприятие — представление команд. Мы долго ломали голову, как же нам коротко (максимум — минута, так мы для себя решили, чтобы не утомлять зрителей, чтобы внимание их не растерять), весело и адекватно представить команду яхты «White Knight», то есть «Белого Рыцаря», как связать Рыцаря с Грецией, с регатой. Придумали, конечно же.
Ломали голову не только мы, само собой. И вечером в таверне, что недалеко от марины, били какие-то невероятные фонтаны остроумия и проявлялись всевозможные таланты. Наше представление было построено на аллюзиях древнегреческого театра, гомеровских текстов и стереотипах восприятия героя Сервантеса. Правда, Дон Кихота пришлось одеть во всё белое, для этого в Миконосе специально даже были куплены белые льняные штаны. Поучилось вполне весело, аплодисментов было много.
Но без аплодисментов не ушел никто из выступивших! Были и стихи, и песни, и театральные мизансцены, и танцы-пантомимы. Было просто невероятное количество талантливого позитивного самовыражения!
На церемонии награждения главным событием, конечно же, была победа команды «Марио» в поиске «Сокровища». Ребята получили медали за свой подвиг, особенно рад и горд был Дим Димыч, а вся регата радовалась прежде всего за него.
Надо сказать, что я впервые столкнулся с ситуацией, когда в регате участвует большое количество семей, близких и дальних родственников, земляков (к примеру, выяснилось, что минимум треть участников была из подмосковного Одинцова, где самый большой водоём – пруд напротив здания городской администрации). И – очень много детей самого разного возраста. Во многом благодаря этому обстоятельству атмосфера регаты была удивительно семейной, уютной.
Малый кубок за победу в предыдущей гонке был вручен «Гермесу» (ни расписание гонок, ни количество заготовленных наград не предполагало делёжки первого места). У нас уже были и кубки, и медали, так что всё получилось очень правильно.
Вечер был сверхнасыщен положительными эмоциями.
Принятый на завтра прогноз погоды от Windfinder'a с помощью электронной книги Amazon Kindle 3G, имеющей встроенный модем WiFi-3G и позволяющей «халявно» пользоваться интернетом, оптимизма не внушал...
***
Гаджет упомянут не случайно, а как рекомендация, повышающая безопасность плавания. Получить в греческих «маринах» официальный прогноз – малореально, WiFi работает далеко не везде, греческий модем купить не всегда удаётся, а выход в интернет через мобильник – занятие дорогое. Так вот, Amazon выпустил электронную книгу Kindle 3G со встроенным модемом (это названо «экспериментальные возможности»), в расчете на то, что владельцы будут покупать книги на сайте Амазона. Покупать – можно, но можно и в разумных пределах пользоваться другими благами интернета, проверить почту, скажем, или прогноз посмотреть. Главное, чтобы не создавался большой трафик, иначе Amazon дистанционно отключает модем. Книжка как браузер работает медленно, в черно-белой графике, но ведь работает же!
***
Уточнённый прогноз, принятый утром, позволял нам до вечера дойти до Пароса. Но вот выйти оттуда завтра у нас бы не получилось: с севера приходила мощная полоса 30-35-узлового ветра, накрывавшая почти все Киклады. Можно было проскочить дальше, на Серифос, но шторм накрывал завтра и этот остров.
Сегодня – 5 мая. 8-го лодки должны стоять в Лаврио. На три дня вперёд нам был обещан северный ветер 7-8 баллов, с волной 2,5 – 3 метра. При плохом раскладе флот из 13 «Оушен Стар» должен будет пробиваться против ветра и волны почти 50 миль. Учитывая большое количество новичков и детей на лодках, эта перспектива выглядела очень непривлекательно.
С большим сожалением было принято решение, которое исключало из программы заходы на Парос и Серифос. Регата направлялась сразу на остров Kithnos, в местечко Лутра, знаменитое горячим родоновым ручьем, впадающем в море. Если прогноз оправдается, и придётся «зависнуть», то даже в случае штормового перехода 8-го числа путь будет почти вдвое короче, а ежели Посейдон смилостивится – можно будет зайти на остров Kea, в симпатичное местечко Vourkarion.
Вышли в 8 утра. Путь предстоял не такой уж короткий, почти 44 мили, часов 7 ходу. Нужно было прийти как можно раньше, поскольку к вечеру должно было прилично раздуть. На небе были все признаки предстоящей перемены погоды: перистые облака на северо-востоке и приближающийся с запада грозовой фронт. Ветер с юга пока еще дул, но жить ему оставалось недолго.
На полпути к северной оконечности Сироса нас накрыл короткий ливень. Потом ещё какое-то время поморосило, и тучи ушли. Для прихода ветра с севера всё было готово.
Но он пока не приходил.
После того, как прошли Сирос, гоночное нетерпение стало нарастать. С севера потянуло - едва ощутимо, это был пока ещё не ветер, а его предвкушение. Устойчиво задуло, когда до Лутры оставалось всего 7 миль. Флот собрался в одном месте, «Roes» пошел ставить верхний знак, «Kalisto» занялся обустройством стартовой линии.
Нервная толчея на старте, протесты, мы «вываливаемся» на фальстарт, возвращаемся, дважды крутим 360 градусов. К верхнему знаку подходим третьими, догнать на галфвинде «Hermes» будет сложно, но мы попробуем.
Но с нашим «Белым Рыцарем» творились какие-то непонятные чудеса. Он не ехал. Что бы мы ни делали с парусами, как бы их не настраивали – он «стоял». Мимо проезжали соперники с выбитыми в доску парусами, с парусами полощущими, а мы – стояли, хотя наши-то паруса как раз и были настроены идеально для этого ветра.
Я сходил с ума, ничего не понимая. То же самое происходило с командой.
Неужели посреди моря мы поймали сеть или полиэтиленовый пакет на винт? Я, прислушиваясь, вращается ли винт, вдруг увидел, что рукоятка редуктора находится в положении «задний ход», винт – застопорен. Большего идиотизма представить было невозможно: вероятно, случайно задев коленом эту рукоятку, про которую ещё Костас предупреждал, что она очень плохо фиксируется, я, называя вещи своими именами, «подвесил ниже ватерлинии огромное виртуальное ведро». Винт на этих лодках диаметра немалого, больше полуметра, и вполне естественно, что «Белому Рыцарю» было очень тяжело идти с таким тормозом.
Как же обрадовалась команда, когда причина нашлась! Не меньше, чем если бы мы сейчас первыми пересекали финишную линию!
Рукоятку – в нейтраль, и лодка просто полетела! Жаль, что до финиша оставалось всего полторы мили (проверил потом по записанному треку GPS, за полторы мили до финиша скорость увеличилась на узел!). Успеваем обогнать только две лодки…
Встречающий местный харбор-мастер, Димитриос, загоняет все лодки внутрь марины – стоять с внешней стороны, несмотря на то, бухта глубоко вдается в сушу, уже сейчас будет некомфортно, отраженные волны доходят до мола, и снаружи образуется неприятная зыбь. Места на всех хватило, а вот пришедшие позднее поляки ошвартовались с наружной стороны пирса, обеспечив себе весёлую ночь.
Ветер почти сразу, как наши лодки ошвартовались (кто – кормой к пирсу, кто - лагом третьим «пыжом»), вырос до 20 узлов. И было понятно, что это только начало.
Лутра – это даже не городок, это очень небольшая деревня. Есть церковь над началом горячего источника, есть сам источник, есть вытоптанный стадион, есть крохотный «супермаркет», есть небольшие отели, есть несколько таверн и три бара. Можно взять напрокат машину или мопед. Можно воспользоваться душем и туалетом в недавно построенном офисе «марины». Жить можно!
Вечером все собрались в ближайшей к пирсу таверне. Точнее, в таверне все не помещались, поэтому всё действо происходило снаружи, перед таверной и под зонтиками.
Северный ветер принёс холод (хотя и при южном ветре было тоже удивительно нежарко), народ натянул на себя всё, что только можно было.
Заслуженная победа «Гермеса» была отмечена аплодисментами, кубком и медалями. И – очередные вечерние конкурсы, главными из которых были конкурсы на знание флагов международного свода сигналов и знание сигнального кода.
По флагам у нас был специалист: Женя, ни разу в жизни не бывавшая на яхте, еще в киевском аэропорту, на пересадке, пока мы сидели там в ожидании самолета, получила задание выучить флаги. Чем и занималась усердно, удивляя нас своим упорством, изобретательностью в придумывании логичных образов для простоты запоминания и своей памятью. Наступил её час! Правда, поскольку нужно было как можно быстрее прочесть текст на английском языке, а текст представлял из себя какой-то морской термин или выражение, шансы Жени на победу были очень невелики, например, она понятия не имела, что означает слово «skipper», и, что естественно, уступала в таких случаях. Тем не менее, очки в копилку команды она заработала, и весьма неплохие очки.
Заработал немало очков и старпом, которому надо было быстро суммировать много «направо-налево» к первоначальному курсу и назвать итоговое число.
Дискотека перед таверной гремела довольно долго. Местные не возражали.
Впрочем, для того, чтобы посидеть-потанцевать, в Лутре есть ещё очень даже симпатичный бар…
Ветер дул всё сильнее.
***
Утро началось с приличного толчка, явно - касания кормой причала. Выскакиваю наверх – точно, якорь не удержал, пополз. Смотрю на соседей – ещё три лодки в ряду сорваны с якорей. Грунт в марине – так себе.
Время – раннее, половина шестого утра. Все спят после вчерашних танцев. Устраивать суматоху и будить народ – не хочется.
Чтобы удержать от наваливания на подветренных соседей-итальянцев и оттянуть корму лодки от причала, завожу конец на носовую утку наветренных соседей-земляков, «Ставрулы», с их носа завожу шпринг на берег, для чего пришлось связать пару 20-метровых верёвок. Какое-то время так можно будет стоять. Если, конечно, рыбак, стоящий в углу и запертый там шпрингом, не надумает пойти рыбу половить, несмотря на погоду.
Рыбаки, само собой, надумали выйти, правда, попозже, когда уже довольно много народу проснулось, и из того же самого угла, перегороженного моим шпрингом, вышли немцы (им надо было идти в Лаврио, сдавать лодку) и загадочная мужская пара греков на 35-футовой лодке. Их выход был, несомненно, достоин внимания: не отдавая швартовых, и оттянув нос шпрингом к берегу, ребята дали передний ход. Вроде всё правильно, если бы не один нюанс: при этом они выбрали якорь полностью, проскребя им дно бухты. Чудо, что они не собрали якоря и цепи соседних лодок, не поймали камни, верёвки, кабели. Страшно представить, что было бы, зацепись они за что-то якорем: при сегодняшнем сильном ветре их основательно било бы о лодки соседей, пока они освобождали якорь. Самое удивительное, что они сорвали аплодисменты пожилой семейной пары, стоявшей по соседству. Впрочем, финт с протаскиванием якоря по дну и впрямь напоминал фокус.
На место ушедших тут же перешвартовались наши лодки, стоявшие близко к входу в марину, их довольно сильно «колбасило» на приходящей снаружи зыби.
А снаружи дуло не по-детски, по выходившим в море лодкам было видно, что отдельные волны были метра под три. Вылезать в море было всё-таки рановато.
В ожидании более спокойной погоды регатные разбрелись по острову: кто греться в ручье, кто стрелять из спортивного лука, привезённого Сергеем Богдановым, многие, взяв напрокат машины и мопеды, поехали изучать остров. Собственно, достаточно было бы всего лишь заехать наверх, в столицу острова Kithnos, городок с одноименным названием. Потрясающе уютный, домашний, не избалованный вниманием туристов городок разительно отличался от всех тех городков, что расположены у моря.
Как метод борьбы с вынужденным бездельем был проведён конкурс под девизом «подготовь лодку к швартовке». Суть его была чрезвычайно проста: два представителя от каждой команды вешают на леера по 4 кранца с каждого борта. Ситуация, впрочем, не позволила это сделать: нашлась только одна лодка, имевшая просвет с левого, подветренного борта. С правого висевшие кранцы были сдавлены давлением наветренной соседки. Пришлось слегка изменить условия конкурса: участники вяжут кранцы по очереди, по одному и тому же борту, время участников – суммируется.
Четыре кранца в кокпите, верёвочки – распутаны, вопрос судьи «Участник готов?» «Готов!»
Свисток! – и вот он, большой спорт! Сосредоточенные, целеустремлённые «кранцовщики» быстрыми, отточенными движениями привязывают к леерам ловко вытащенные ими кранцы. Кто-то вытаскивает сразу четыре, кто-то по два, кто-то по одному, кому-то удается сделать это без помех, у некоторых кранцы цепляются за всё, что может помешать…
Наши (Леша и Вова) делают всё спокойно и одинаково быстро. Примерно по 41 секунде у каждого из них уходит на то, чтобы борт был защищён кранцами. Если бы «в работе» были два борта – победа им была бы обеспечена. Но по сумме – только вторые. И рекорд – впечатляющий – 35 секунд!
Стало несколько потише, свиста ветра уже почти не было слышно. Самые неугомонные рвались в море, ведь даже волна, как казалось с пирса, стала меньше.
Чтобы не совершить серьёзной ошибки, оргкомитет регаты решает провести разведку: в море выходит учебный «Roes» под управлением Сергея Голофаста, усиленный тремя шкиперами. Довольно скоро стало понятно, что при ветре, доходящем до 35 узлов, лодка без парусов, под мотором на полных оборотах против ветра идёт не быстрее 3-х узлов. Под парусами, зарифленными на 3-ю полку, лавировочный угол составляет примерно 130 градусов. Учитывая то, что не все экипажи, и даже их капитаны, обладают достаточным опытом, по радио была дана рекомендация: в море – не выходить, гонку – не проводить. Это было более чем разумно, учитывая, что на волне, отдельные из которых достигали 3,5 метров, морская болезнь догонит многих.
После сеанса радиосвязи «разведчики» походили еще немного в свое удовольствие, поглиссировали на немаленьких волнах. Правда, на одном из оверштагов вырвало стопор погона гика-шкота, что укрепило в правильности принятого решения.
Стоило только зайти в бухту – тут же возникло обманчивое ощущение, что погода – вполне себе ничего, довольно тихая…
***
Вечер традиционно прошел в конкурсной борьбе. Перед конкурсами, впрочем, было долгожданное представление команды «Мегас Александрос», закончившееся раздачей бутылок хорошего белого вина, выступление команд, подготовившихся по программе «Дефиле». Кстати, весьма остроумно прошлись по «Белому Рыцарю» ребята с «Гермеса». И, конечно, Вадим устроил настоящее дефиле со своими девушками-моделями и новой коллекцией от «Body Action». Местный мэр принес несколько коробок местного неплохого вина и подарил его каждой лодке…
Возвращаясь к теме конкурсов. Вначале я продул победителю 15 зачетных очков в конкурсе на знание узлов и завязывание их на скорость. Всего-то надо было завязать «беседочный», «рыбацкий штык», «прямой» и «шкотовый». Я самонадеянно вышел первым. И засыпался на «прямом»: пальцы сделали неправильное движение, и получился «бабий». Перевязал – опять «бабий». Нормально завязал только с третей попытки. Позор… Спорт и алкоголь – несовместимы!
Потом Вова начал побеждать всех в конкурсе на «гавайское» прохождение, точнее, «протанцовывание» под натянутой верёвочкой. Побеждал недолго, пока не кончилась текила. Пришлось за ней сходить в мини-супермаркет. На всякий случай принес оттуда три. Побеждать перестал тем более.
Народ, впрочем, бился за победу в этом конкурсе до последнего, несмотря на то, что очки тут не присваивались, зато после каждого удачного «прохода» спортсмена ждала рюмка текилы, соль и лимон.
Спиртное быстро заканчивалось. А у нас на лодке был его избыток (на Миконосе закупились под завязку, да и прекрасная украинская водка, купленная в «Дьюти Фри» аэропорта «Борисполь», совершенно не шла без сала). Пришлось сходить за этими излишками.
Дискотека продолжалась почти до утра…
***
За ночь погода поменялась, и «барашки» в море исчезли.
Сегодняшний день обещал быть насыщенным: вечером предстояло сдать лодки в Лаврио, но до этого, по пути туда, необходимо было провести ещё одну запланированную гонку, а точнее, нечто вроде матч-рейса с необычной дистанцией. Суть этой дистанции можно было передать одним словом – «слалом». И то, что матч-рейс должен был быть не совсем матч-рейсом, объяснялось количеством участвующих в гонке яхт: 9 никак нельзя было разбить на пары. Было решено выставить три дистанции, на старт выходят по три лодки, а победители в каждом «матче», стартуя вместе, стремятся стать победителями всего флайта.
Дистанции выставлялись следующим образом: с трёх медленно идущих строго по ветру лодок сбрасывались знаки, представлявшие из себя большие кранцы-шары с привязанными к ним верёвочными бухтами. По задумке судей расстояние между дистанциями должно было составлять метров 60-70, между знаками на одной дистанции – метров 100. Расстояние от стартовой линии до первого знака – метров 200.
По жеребьевке мы стартовали в первом матче. Пришли первыми. Правда, за то время, что прошло между постановкой дистанции и нашим матчем, некоторые знаки довольно прилично сдрейфовали.
К третьему заезду «Roes» вынужден был знаки поправлять.
Во время финального матча знаки на нашей дистанции сдрейфовали так, что для огибания следующего приходилось возвращаться назад, что на этих тяжелых лодках приводило почти к остановке. Плюс – несвоевременный заход ветра, два лишних поворота, и на финиш мы приходим вторыми, уступая «Гермесу» почти корпус.
Удовольствие от этой гонки, тем не менее, было получено ни с чем не сравнимое!
Правда, и выводы на будущее были сделаны: в качестве «плавучих якорей» у знаков нельзя использовать разнокалиберные верёвки, дистанцию надо выставлять в местах, где заведомо нет течения, и, скорее всего, для «слалома» надо использовать не больше 2-х знаков, по крайней мере, они всегда будут располагаться на одной прямой линии.
Флайт закончился в начале двенадцатого, а до Лаврио - ещё 30 миль. До 17-00 мы обязаны доставить лодку и сдать её представителю чартерной компании. Времени – в обрез.
В Лаврио пришли одними из первых, в 16-05 уже ошвартовались.
Предъявили Костасу повреждения на левом борту. Сошлись на том, что 200 евро будет вполне достаточно, чтобы поправить бок «Белого Рыцаря».
***
Завершающий торжественный ужин регаты проходил в том же ресторанчике, в котором происходило открытие. Торжественный Ватрунин, неотразимая Бэлла, устало-ответственный Скрябин, загадочный Голофаст, респектабельный Медведев…
Награждены были все, кто – дипломами, кто – медалями, некоторым достались кубки, кое-кому – всерьёз ценные подарки.
Хозяйка «Белого Рыцаря», молодая симпатичная гречанка, была счастлива, узнав, что её лодка победила в регате. Костас тоже поздравлял, извиняясь за придирчивость при приемке лодки. Нас поздравляли наши друзья-соперники. Мы поздравляли их…
Было шумно и весело. И отчасти – грустно. Грустно, что всё закончилось, что уже сегодня ночью народ начнет разъезжаться по домам.
«Сокровище» - нашли. Блуждающий остров нашли тоже.
Но ведь мы и ещё кое-что нашли за эти 10 дней – нашли новых друзей. Нашли в старых друзьях новые достоинства. Нашли что-то новое и важное в себе.
И мне ужасно хочется повторить нечто подобное!
Так когда будет следующая «приключенческая» регата? Ватрунин, ответь!
Прим. - даты проведения приключенческих регат и флотилий в 2012 году смотрите в расписании, - команда "Центра яхтенной подготовки АМС".