Центр яхтенной подготовки (495) 649-40-90
   
рус / eng

Отчеты о яхтенных путешествиях


Отчет о походе по Липарским островам

Отчет о походе по Липарским островам

27.06.2011

Автор: Анатолий Белайчук

 

 

 

Подготовка к походу: сплошные обломы

C командой начались проблемы: в итоге в команде осталось всего 4 человека: мы со Светой, Олег К. и Алик С.

День 0: перелет Домодедово - Верона - Катания

Первый рейс вылетел с опозданием на полчаса, второй на час. Пришлось понервничать из-за багажа: дождались пока на транспортере ничего не осталось и пошли в lost+found, там сказали, что международный багаж на другом транспортере. Да, и еще на пересадке отобрали коньяк из duty-free в Домодедово. Но, так или иначе, добрались.

День 1: Портороса-Вулкано, 20 миль

Портороса конечно крутая марина, но туалетов нет (!) видимо никому не надо так как у всех свои виллы. До магазина чесать пешком черт те сколько.
Приемка пришла нормально. Компания Sunsicily, лодка Oceanis 423 "Senza Confini", что в переводе означает "Без предела". Наш экипаж так и звали - беспредельщики.
Лодка 2006 года, но изрядно потертая. 4 каюты, 3 гальюна. GPS в кокпите, но без накопительных танков. Лучше бы наоборот: с танком, но без GPS – «гармин» я вожу свой. В дополнение к 2050 евро, заплаченных за чартер авансом, взяли 100 евро за уборку, 100 евро за мотор для тузика и по 15 евро с каждого организма за постельное белье. Отошли нормально, небольшой напряг был из-за сваи, который у них зачем-то дополняет муринг. Как в Венеции. Национальная традиция? Переход: 5 баллов, переходящих в 6. 25-28 узлов ветра NW. Одевали жилеты и обвязки. Поливало конкретно. Команду (кроме меня) укачало в ноль, заблевали всю лодку. Но надо отдать должное: никто не паниковал и не трусил, хотя Олег и Алик на яхте в первый раз, Света - в третий. Самый напряг в том, что некому было оставить штурвал даже на минуту. Элементарно ни пописать, ни куртку одеть. Забыли убрать кранцы пока шли в марине, а когда вышли, то начался такой расколбас, что я не рискнул выпустить команду на палубу. В итоге два кранца забросило волной на палубу, а один потеряли. О парусах не было и речи. Стало полегче, когда зашли за остров, а в марине Porto Di Levante вообще спокойно. Пришвартовались на удивление чисто. Места на понтонах достаточно, ребята на причале работают хорошо. Туалета опять нет - это становится местной традицией. У Володи В. на лодке отказала машина - ни вперед, ни назад. Обещают поменять лодку, собирается догнать нас с утра. Впечатления от Вулкано: земля дымится серными испарениями, запах соответствующий. Побултыхались в грязевой луже - прикольно. Потом помылись под душем и в море. В море тоже пузырьки со дна и вода у берега явно теплая.

День 2: Вулкано - Салина, 15 миль

Всю ночь скрипел муринг. Синтетический канат тупо скрипит при растяжении, и это прямо над головой, спящего в носовой каюте, т.е. меня. Надо было его отдать к чертовой матери - нас зачем-то поставили на два муринга, и второй не скрипел.
Утро. Володя В. пришел на новой лодке - его лодку починить не смогли. Брифинг провели в 10. От первоначального плана идти 34 мили на Салину через Филикуди дружно отказались, вместо этого решили потратить время на подъем на вулкан (grand cratera) и/или купание.
К тропе на вулкан подъехали на такси - там, наверное, всего с километр, но в гору. Подъем по тропе занял 45 минут, большей частью по черному вулканическому песку. Или, судя по обуви, скорее пыли. Вид внушает, подъем того стоил. Вышли в море 1230. Сначала народ практиковался в рулении, потом прошли узость между Вулкано и Липари и стали ставить парус. По первому разу пришлось помучиться: во-первых, грота-фал зацепился за краспицу, во-вторых, вообще как-то туго шел. Но поставили, и тут случилось разочарование: лодка ни в какую не давала больше 4 узлов при 10-узловом ветре. Видимо дело в том, что она довольно сильно уваливалась, и руль работал как тормоз. Бился так и эдак, ничего сделать не смог, хотя по виду паруса работали как надо. Так и допилили медленно и печально до Santa Marina на Салине. Пришли в 1600. Пришвартовались практически идеально. Марина большая, удобная. Наконец-то туалет и душ, правда и тут не без подлянки: открыты они только утром и вечером, утром до 0730 пописать негде. Взяли с наших 43 футов 90 евро, с ребят на полтиннике - вообще 120. И это в не самый сезон. Беспредел. Сходили искупались. На север за нашей мариной и коммерческим портом очень приятный галечный пляж. Вода по ощущениям слегка за 20 градусов. Вернулись, ударили по джин-тонику, который Алик удачно прикупил на Вулкано. Пошли ужинать. Все деревушки тут крохотные, Фавиньяна по сравнению с ними просто город. Но ресторанчик нашли неплохой. Относительно далеко от марины, посетители местные. Помог найти "Томтом" - как ни удивительно, в нем есть и местные дороги, и кое-какие рестораны и лавки. Еда была вкусная, местное вино - на любителя. Белое - похоже на херес, красное - немногим лучше.

День 3: Салина - Стромболи, 25 миль

Отошли пораньше в 08:45 с планом прийти на Стромболи часам к двум и по дороге еще покупаться. Так и сделали. Для купания выбрали бухту на восточном берегу Панареи. Встали на якорь, спустили тузик, покатались на нем, покупались. Живописные лавовые скалы с гротами. Очень похоже на Фиолент.
На Стромболи пришли в 14:30. Как выяснилось, можно было не торопиться. Во-первых, все буи уже были заняты. Во-вторых, и в главных, экскурсии на вулкан выходят в 17:30-18:00. Т.е. в деревне надо быть в пять самое раннее, а мы пришли на полтора часа раньше. Болтались, не знали, куда себя деть. Деревня и так малюсенькая, да и те немногие лавки что есть, закрыты до четырех - сиеста. Но сначала о постановке на якорь. Цепь у нас 40 метров, глубина 8, якорь данфорт. Короче, с первой попытки не зацепился. Со второй вроде да. Ну как "вроде": Володя В. сказал по рации "не проверяй на крейсерском ходу, проверяй где-то на оборотах 1200. Ладно. Встали. На тузике высадились на пляж, тузик вытащили, пошли в деревню. Олег с нами не пошел - бережет колено - и, как выяснилось, очень удачно. Потому что пока мы гуляли, лодку стало нести и наваливать на стоявший по соседству баркас. Олег молодец, не растерялся, повесил кранцы. То ли мы так циркулировали, то ли нас сорвало порывами ветра - история умалчивает. И, слава богу, Володя В. это дело заметил, ребята подошли на тузике и переставили нас. За что им большое человеческое спасибо в литровом эквиваленте. Повезло даже два раза, потому что к этому времени освободился один из буев и мы встали на него. За 40 евро.
Ситуация с лодкой разрешилась, а тем временем открылись экскурсионные лавки и мы стали оформлять тур. Лавок несколько, большинство сосредоточено вокруг храма, но там люди какие-то невразумительные. Типа наберите группу 20 человек или индивидуальный тур 500 евро. Без гида наверх не пускают и правильно делают. В итоге мы записались в лавке, расположенной метрах в 50 от храма вниз по главной улице. 28 евро плюс за 8 евро горные ботинки и фонарик. Это необходимые элементы снаряжения. Еще дают каску, она входит в цену билета. Те, кто пришел в маечке, могли взять свитер, куртку, теплые штаны, рюкзак. Я был в майке, шортах и с теплой яхтенной курткой в рюкзаке. Как потом выяснилось, этого мало. Обязательно взять с собой хотя бы поллитра воды, бутерброды -опционально.
Подъем: 900 метров от уровня моря, от точки старта меньше метров на 50. Гид задал правильный темп - очень размеренный. Но человек 5 по после первых метров 300 поняли, что дальше им идти не стоит. Кому-то стало нехорошо, для кого-то мероприятие грозило превратиться в пытку - зачем? Я лично не столько устал, сколько надоело идти.
Вышли мы наверх в 20:30, т.е. затратили на подъем часа три. Пока шли - потели, вышли на гребень кратера и стало конкретно холодно. Надо было взять в рюкзак сменную майку и теплые штаны как минимум. А так, пока не просушил майку на себе под курткой, зуб на зуб не попадал. Но когда подошли к краю кратера и увидели жерла, об этом как-то забылось. Главный кратер мертвый, работает боковой, обращенный на север. Там три жерла, из которых идет пар, который подсвечивают отсветы магмы. А раз в 5-10 минут происходит бурление и фейерверки, сопровождающиеся звуками как от ударов в большой барабан. Все это мы наблюдали сверху с расстояния метров 100. Те, кто выбрали легкий путь, смотрели с лодок с моря с расстояния в пару километров. Нам было видно, как они оттуда фотографируют со вспышкой.
Спускались по другой дороге с очень глубоким песком. Настолько глубоким, что все набрали полные ботинки, несмотря на то, что это были горные высокие ботинки. Вдобавок к этому, всю вторую половину спуска шли в масках (их раздал гид). Дело в том, что тропа там вырублена в глубину где-то на метр, а вокруг растут кусты. Получается, что идешь в тоннеле, а тоннель заполнен пылью.
Спустились часа за полтора, вернулись в 22:30. Потом назад на пляж, нашли свой тузик, завелись и вернулись на лодку. Но приключения на этом не закончились. С нами шли три девчонки с лодки Василия Х. У них не завелся мотор тузика. Сделал еще один рейс, довез. Тут по рации еще народ переговаривается с той же проблемой. У всех отказали тузики. Решил помочь им тоже. Но тут гладко не вышло. Они ждали не на пляже, а на пирсе, до которого с полкилометра. И на обратном пути и я заглох. Как выяснилось утром, тупо кончился бензин. Кое-как дошли на веслах, ребята у нас в гостях дождались, пока их заберут, короче, закончился этот день в 02:30.

День 4: Стромболи - Липари, 25 миль

Ночью начало болеть горло. Хреново. Проснулся в 08:30 от того, что лодку взяли на абордаж: Виктор П. пришел на тузике, чтобы отвезти на брифинг. Идем на Липари, в Marina Lunga. Совет: по пути обогнуть Стромболи с севера, чтобы посмотреть на кратер и потоки лавы. Так и сделали, выйдя после завтрака в 10:45.
До завтрака Алик и Олег сплавали на пляж. Я им позавидовал, но последовать примеру не смог из-за горла. Был и еще один момент: пара организмов из нашей флотилии обожглись медузами. Такие небольшие коричневые с фиолетовыми щупальцами. Кстати Володя В. дал совет: не промывать ожоги пресной водой - будет только хуже. Только морской, а потом чем-то спиртосодержащим. Но у наших все обошлось. Снялись с буя, прошли вдоль лавовых полей, полюбовались на курящиеся кратеры. Внушает.
Алик завел разговор насчет рыбалки. Дал ему карту в ipad со словами - выбирай сам. Проблема в чем: для ловли на самодур надо 30-50 метров глубины. Для якоря много. В дрейф ложиться опасно, потому что такие глубины обычно около скал. Но Алик сказал, что движок можно не глушить. Если так, то нет проблем. Он выбрал банку недалеко от Панареи, подошли, забросили... и с первого раза он вытащил четыре очень приличных рыбины сантиметров по 25. Судя по вкусу (мы их потом пожарили) скумбрия или какой-то ее родственник. (Потом выяснили - пеламида.) Забросил во второй раз - нас к этому моменту снесло метров на 100 - вытащил несколько ершей и окуней, красных таких. В общем, фантастика. Натаскали на жареху и на уху, рыба продолжала клевать, понадобились волевые усилия, чтобы уйти.
В 17:30 пришли в Marina Lunga. Вообще на Липари несколько марин одна за другой, и видимо из-за конкуренции цены очень щадящие: 35 евро. (Напомню, что в соседней - буквально через пролив - Салине с нас взяли 90.) Пополнили припасы. Народ мне посоветовал полоскать горло джином. Посмотрю что из этого получится.

День 5: вокруг Липари, 15 миль

Вы будете смеяться, но полоскание джином помогло. Правда не сразу. И не само по себе, а в сочетании со стоп-ангином. Но, с другой стороны, стоп-ангин по отдельности меня не лечит.
Но все по порядку. На брифинге решили, что исходный план меняется и в Милаццо мы не идем. Бывалые люди сказали, что делать там нечего. Кто-то решил провести день на острове, кто-то взял машину, а мы решили с утра посмотреть город, потом сделать поход вокруг острова, а вечером культурно сходить в кабак на деньги, сэкономленные на цене швартовки (шутка). Достопримечательности города - акрополь и археологический музей. На самом деле это одно и то же, с точки зрения географии. Пилот про музей говорит дословно следующее "его стоит посетить даже тем, кто обычно по музеям не ходит". Не знаю, не уверен. Интересны неолитовые обсидиановые наконечники для стрел. Мои любимые краснофигурные кратеры. Пирамиды из амфор. Бронзовые наконечники для копий, которыми сражались герои Троянской войны. Вот пожалуй и все? Нет, еще Свете очень понравились цветущие на улице олеандры, и она задумалась о том, чтобы посадить их на Фиоленте. Ладно. Выпили кофе на улице, купили фрукты, я купил кранец взамен потерянного в шторм в воскресенье (30 евро плюс 3 евро конец), и мы отшвартовались.
Полюбовались красавцем барком Royal Clipper и пошли в обход острова на север. Встали на якорь, искупались. Тут же на стоянке Света сварила уху из вчерашней рыбы. Все в один голос сказали, что это был самый здоровый обед. Подняли парус при 6-узловом ветре. Яхта упорно больше 40 процентов вымпельного ветра не давала. Это для меня так и осталось загадкой: паруса работают как положено, руль в нейтрали, об обрастании речи быть не может, так как под мотором при средних оборотах лодка уверенно давала больше 7 узлов. Чего-то я не понимаю в этой жизни. Но в данном случае нас это устраивало, так как Алик забросил снасть на тунца, и 2-3 узла это было то что надо. Но тунец не шел. Ну и ладно - народ позагорал и искупался на ходу, держась за трап. Обогнули остров и пошли на банку, намеченную еще с утра с прицелом повторить вчерашний опыт лова на самодур. И клев оказался не хуже! Разве что рыба чуть помельче, но азарта столько же. Алик даль мне спиннинг, вспомнил детство и рыбалку на такой же самодур в Севастополе. Два заброса у меня были удачными, но в третий раз зацепился за дно и оборвал снасть. Хорошо она у Алика была не последней - таскали еще и еще.
Подошла лодка и голосом Володи В. спросила по рации: "яхта, стоящая на банке, что делаете?" Подошли к нам, стали тоже ловить. Но снасть у них была на крупную рыбу, так что им осталось смотреть на нас и завидовать. Время уходило, швартоваться в темноте не хотелось, рыбы наловили уже больше, чем смогли бы съесть, так что в 18:30 бросили это дело и ушли. Алик сопротивлялся, но на очередном "последнем" забросе рыба запутала снасть, и ему пришлось смириться. Дошли до марины за час. Команду "подготовиться к швартовке" выполнили с некоторыми шероховатостями, но саму швартовку провели в отличном стиле. Общее мнение экипажа - это был самый приятный день похода. Хм. Неужели им нравится как в анекдоте: "удочки с собой не берем, из автобуса не выходим"? Зато я обнаружил, что горло практически прошло!
Минут через 15 подошли коллеги по рыбалке, и мы поделились с ними рыбой, чтобы им хватило на уху. Сходили в город, купили кое-чего красного и белого. Поужинали пастой, жареными креветками и кальмарами на гриле. 110 евро на четверых с бутылкой белого. В ресторане не оказалось амаретовки. Италия, Сицилия без амаретовки - это разочарование. Вернувшись на яхту, зачем-то завели споры о жизни. Когда дело подошло к полуночи, заявил экипажу, что день в море заканчивается с швартовкой в четыре-пять вечера, а начинаться может раньше или позже в зависимости от того, сколько мы спим с утра. Поэтому, чтобы не тратить бездарно недешевое время похода, в 08:30 мы должны уже сидеть за завтраком. Причем чайник к этому времени уже должен вскипеть, а скатерть и йогурты - быть на столе. Экипаж взвыл со словами "это капитанская диктатура", но бунта не учинил. Посмотрим завтра, насколько удастся реализовать этот план.

День 6: Липари - Портороса, 25 миль

Это фантастика: сели завтракать в 08:10. Никак не ожидал, что вчерашний мой призыв будет принят с таким энтузиазмом. В 09:30 отшвартовались. Полюбовались на красавца Royal Clipper (самый большой действующий парусник в мире) и пошли рыбачить на вчерашнее место. Получилось не так хорошо как вчера, но, покрутившись в поисках места, в итоге десятка полтора выловили. Я опять зацепил самодур. А может и не зацепил: при следующем запросе уже с новой снастью удилище согнуло пополам, а когда Алик вытащил снасть, мы увидели рыбку с вырванным куском мяса в районе хвоста. Это был кто-то крупный и хищный. Забросили воблер, но без толку. Расклад по времени на этот день был такой: надо было вернуться в Портороса и сдать лодку до 18:00. С учетом времени на заправку и швартовку подойти к марине надо не позднее 17:00, а лучше в 16:00. От Липари это 20 с лишним миль, часа три с половиной ходу. Соответственно, где то в 12:00-13:00 надо ложиться на курс домой.
Поэтому долго задерживаться на рыбалке мы не могли, в 11:30 смотали удочки и пошли в заранее облюбованную бухту на северной оконечности Вулкано, чтобы искупаться и пообедать. Встали на якорь с первой попытки, но несколько нервно: прижимной ветер и скалы метрах в 50. Но я так и так не мог купаться из-за горла, поэтому вопроса кому нести вахту не возникло. А ребята с удовольствием сплавали на пляж.
Вернувшись, Алик стал опять колдовать со снастями - стал насаживать живца, мечтая вытащить того самого хищника. Но вытащил пару рыбин сантиметров по 20 в длину вооруженных колючими плавниками. Снимая их с крючка, он об одну укололся. Я посмотрел на рыбку вблизи, и мне поплохело: перед передним плавником она сварачивала-разворачивала три черных шипа. Очень похожую рыбку в Крыму называют дракончиком, и от ее шипов лучше держаться подальше. В зависимости от индивидуальной восприимчивости может руку разнести до плеча. Алик выпил супрастин и по рецету крымских рыбаков приложил мясо этой рыбки к ране. Слава богу, тревога оказалась ложной, все обошлось. Света сварила уху, быстро пообедали, в 1345 подняли якорь и двинули домой.
На заправке в Портороса оказалась очередь, пришлось поболтаться минут 20 в довольно узком фарватере. Заправили на 140 евро, т.е. где-то 100 литров. На подходе к месту швартовки нас встретил человек на тузике и, используя его в качестве буксира, помог нам вписаться между сваями. Сразу после швартовки команда отправилась на пляж, а я остался сдавать лодку. Сдача началась в 1740 и заняла минут 20. На вопрос девушки Лауры из Сансицили все ли цело я честно ответил, что кокнули один или два стакана. Она сказала "this is unacceptable" и мы посмеялись - стаканы это расходный материал. Закончился день тем, что до двух ночи ходили в гости, угощали жареной рыбой, употребляли разные напитки.

День 7: Портороса - Сиракузы - аэропорт Катания

На последний день заказали трансфер Портороса-Сиракузы-аэропорт Катания (300 евро за машину с водителем на целый день). Освобождаем лодку в 0900, в аэропорту надо быть в 2000, дорога 4 часа, имеем семь часов на осмотр Сиракуз.
Основные достопримечательности Сиракуз: 1) археологический парк (Neapolis - новый город), 2) археологический музей, 3) историческая часть города - остров Ортиджа, 4) замок, что в 8 километрах от города. Пороху хватило на первые три - сказались жара, вчерашние излишества, а у меня еще не до конца прошедшая простуда. Общее впечатление: от прочтения путеводителей ожидал несколько большего. В архелогическом парке производят впечатление каменоломни, и то больше от легендарности этого места - ведь здесь фактически были похоронены претензии античных Афин на господство в тогдашней Ойкумене. Театр (греческий) большой, но сохранился плохо, с Эфесом никакого сравнения. Амфитеатр (римский) тоже в плохой сохранности. Не удивительно - тот, и другой в Новое време использовался в качестве каменоломен. Алтарь Гиерона II. Большой, да, но это же по сути просто площадка для массового забоя скота. Еще есть источник и пещеры, в которых в древности размещались канатные мастерские.
Что касается музея: путеводитель называет его самым большим археологическим музеем Европы. Наверное это так и есть, если мерять по числу экспонатов. Ряды погребальных урн, наконечников копий, амофор, светильников и т.д. Все это собрано с раскопок в разных частях Великой Греции и свезено сюда. Но с точки зрения качества... по-настоящему впечатляющих экспонатов мало. Думаю, археологический музей Сиракуз ученым интересен больше, чем туристам. То ли дело археологический музей Стамбула.
Ортиджа на меня тоже большого впечатления не произвела: есть интересные здания и площади, но в каком городе Италии их нет? Тот же Трапани, в котором мы были ровно год назад, показался интереснее, хотя не распиарен как Сиракузы. Итоги похода
Прошли 140 миль, большей частью под мотором.
Подготовили двух матросов.
Поднялись на два вулкана, искупались в серном источнике.
Выяснили, что рыба в море есть и что на самодур ее ловить можно.

прим. - Каждый год наша команда устраивает флотилии и путешествия по Италии. Смотрите расписание регат и флотилий в 2012 году - "Центр яхтенной подготовки АМС"