Статьи о яхтинге
Кругосветка Френсиса Дрейка
Знаменитый капер на службе её величества - Фрэнсис Дрейк - вторым в истории совершил кругосветное путешествие.
С юных лет судьба Фрэнсиса была связана с морем. И с этих же лет проявился его талант лидера и капитана. В 12 лет, в 1552 году он стал юнгой на корабле своего родственника, и после его смерти уже в 18 лет стал капитаном на этом корабле. Он участвовал во многих плаваниях и работорговых экспедициях. Поворотной точкой в его карьере стало путешествие за рабами, организованное выдающимся мореплавателем и организатором Джоном Хокинсом. В нем участвовали 6 судов и 500 моряков и солдат, достаточно хорошо вооруженных. Дрейк командовал судном в составе флотилии. Хокинс поклялся Королеве, что его купцы и моряки «ногой не ступят на земли, запретные для Её Величества», то есть не будут вступать в столкновение с испанцами, противоречия с которыми у Англии все нарастали. В отличие от предыдущих работорговых экспедиций Джона Хокинса, в этой капитанам не повезло. Сначала шторм разметал корабли, потом удача вроде улыбнулась, и Хокинс присоединил к своей флотилии брошенную португальскую каравеллу, и хоть с большим трудом, но набрал негров на западно-африканском побережье. Негров и английские колониальные товары везли через океан во владения испанцев в Северной, Южной Америке и на Карибских островах. У испанцев были уже к тому времени свои колонии в Африке, откуда они доставляли рабов. Как уговорить испанцев купить негров и английские товары? Можно и так, как поступил Дрейк: не сумев договориться с губернатором Рио-де-ла-Ачи на побережье Южной Америки (современная Колумбия), он «уговорил» его обстрелом испанского поселения из корабельных пушек. Затем англичане высадили десант, испанцы бежали. Моряки Дрейка и подоспевшего Хокинса обнаружили полные сундуки золота и сокровищ. Наверное, здесь и решилась дальнейшая судьба Дрейка, он понял, где можно быстро добыть богатства. Негров испанцам продали втридорога, однако англичан ожидал сюрприз. Немного позднее английская флотилия встретилась с «серебряным» флотом испанцев из 13-ти судов в сопровождении военных галеонов, перевозившим награбленные сокровища из Южной Америки. Суда испанцев и англичан столкнулись в тесной гавани, всего около мили длиной, где скопилось около 20 судов. Дрейк и Хокинс сумели вырваться, потеряв несколько кораблей, но испанцы тоже потеряли 4 корабля. Однако английская флотилия перестала существовать.
Жестокая морская битва
После этого Дрейк снарядил уже свою собственную экспедицию, отправился опять к берегам Нового света и разграбил несколько испанских поселений. Но самое главное, ему снова посчастливилось наткнуться на «серебряный караван», флотилию, везущую в Испанию несколько десятков тонн серебра. Дрейк вернулся в Англию богачом и известным человеком. На вырученные деньги, заручившись поддержкой Королевы Елизаветы, Дрейк решил снарядить экспедицию, формально - для открытия новых земель, но это была лишь одна из целей. Дрейк встал на путь каперства, – поставил своей целью грабеж испанских кораблей и владений. И он всеми силами претворял в жизнь свое решение. Для этого он всеми правдами и неправдами стремился узнать о путях испанских и португальских мореплавателей, посетивших и основавших колонии в Новом Свете. Но безуспешно - карт добыть не удалось. Пришлось полагаться на скудные сведения и отправиться в неизведанное. Но бесстрашному капитану эта затея была вполне по плечу.
Памятник Дрейку
Итак, 6 кораблей флотилии: "Пеликан" водоизмещением примерно 100 тонн, более маленькие "Елизавета", "Морское золото", "Лебедь" и галера "Христофор" во главе с «Пеликаном» отправились в 1577 году вдоль восточного побережья Южной Америки на юг. Дрейк в точности повторяет маршрут Магеллана (до выхода в Тихий океан), даже останавливается в тех же местах. Когда флотилия Фрэнсиса Дрейка подошла к Магелланову проливу и вошла в него, то на выходе в Тихий океан разразился шторм. Самое интересное, что Магелланов пролив прошли все корабли Дрейка. Это одно из самых неприятных мест на Земле для мореплавания. Множество подводных скал, приливные течения, туманы. Но под руководством отважного капитана все прошло благополучно, и только на выходе в Тихий океан их застал шторм и корабли были отброшены назад, а флагманский корабль очутился далеко на юг от Огненной Земли, примерно около 57 градуса южной широты. Корабль Дрейка, «Пеликан», был чуть более 100 тонн водоизмещением и всего около 19 метров длиной, впервые обошел мыс Горн и выяснил, что Южная Америка не соединена с Южным материком, как считалось ранее. Этот пролив позднее был назван по имени отважного капитана – Пролив Дрейка. Через него стали в дальнейшем стали проходить все суда, направлявшиеся в Тихий океан из Атлантического. По прохождении пролива Дрейк переименовал свое судно в «Золотую Лань». Под этим именем парусное судно и вошло в историю. Некоторые источники вообще указывают, что так или иначе все корабли Дрейка вышли в Тихий океан и грабили побережье Америки около года, и поднимался пират по западному побережью Южной Америки в сопровождении своей флотилии. Пройдя пролив, уже знаменитый к тому времени пират с трудом пробирается на север в более обжитые и теплые края. Начинают попадаться испанские поселения и суда, которые английский пират на службе у Королевы успешно грабит. Удачным было нападение на суда рядом с городом Вальпараисо, - было поднято на борт "Золотой Лани" золотого песка на тысячи песо. Там же, на борту одного из ограбленных судов Дрейк и обнаружил нужные ему карты. Испанские корабли в этих местах не опасались нападений пиратов и ходили без охраны, поселения были также неохраняемы. Дрейк в результате нападений и грабежей испанцев собирает столько серебра и золота, что, по некоторым легендам, он сгружает часть сокровищ на один из своих кораблей и топит его в секретном месте. Поднимаясь на север, он исследует побережье и доходит до 48 градуса северной широты (примерно в этом месте сейчас находится Ванкувер). До Дрейка никто из некатолического мира не был на западном побережье Южной и Северной Америк.
"Золотая Лань" у берегов Южной Америки
Дрейк провозглашает местность на территории Северной Америки владением английской короны и называет эту область Новый Альбион, предположительно на месте современного Сан-Франциско. Далее Дрейк двигается к Молуккским островам, где берет на борт пряности - гвоздику. На островах Дрейк ремонтирует судно, которое уже прошло без капитального ремонта Атлантический и часть Тихого океана. Затем через мыс доброй Надежды Дрейк возвращается в Англию, имея на борту груз картофеля, пряностей и 25 тонн награбленного серебра, что соответствовало примерно двухгодовому доходу Английской короны – около 600000 фунтов. Это было предприятие с доходом около 5000%. Капитан был обласкан Королевой, но он и дальше стремится в море и совершает ещё несколько знаменитых походов и экспедиций. Именно после Дрейка англичане обратили пристальное внимание на Ост-Индию и стали развивать свою колониальную империю. По чести следует сказать, что к местному населению во время своих экспедиций Дрейк относился достаточно благожелательно, настраивая его против испанцев и закладывая фундамент будущего английской метрополии.
На борту "Золотой Лани" в 1581 году по окончании кругосветного путешествия Дрейк был принят в рыцари самой Королевой Англии - Елизаветой. Церемонию довел до конца французский посол
Старинная карта с изображением кругосветки Фрэнсиса Дрейка
Вот только основные достижения Фрэнсиса Дрейка:
- Вторым из известных мореплавателей прошел вокруг света.
- Первым провозгласил вновь открытую им землю в Северной Америке владением английской короны.
- Привез в Европу картофель и табак (некоторые источники утверждают, что к этому приложил руку и Джон Хокинс).
- Первым прошел пролив между Южной Америкой и Антарктидой, то есть мимо мыса Горн.
- Выяснил, что земли между 40 и 45 градусами южной широты к югу от Южной Америки не существует.
- Участвовал в разгроме Непобедимой Армады, посланной для уничтожения английского флота и высадки десанта в Англию.
- Грабил испанские корабли, подтачивая гегемонию испанской короны и ослабляя испанскую колониальную империю.
- Основал совместно с Джоном Хокинсом в 1590 году богадельню для старых и больных моряков (говорят, она существует и поныне).
Сейчас, кушая картофель, вспомните, что первые клубни в Европу привез бесстрашный и неугомонный пират Дрейк на своем судне "Золотая Лань" после кругосветного путешествия. За это ему в Германии был поставлен памятник с надписью: "Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память...».